К наследственным синдромам с множественными опухолями кожи относятся следующие:
синдром Кауден, синдром Бирт-Хогг-Дюбе, синдром невоидной базально-клеточной карциномы, синдром Базекса, синдром Бука-Шпиглера, синдром Мюир-Торре.
Наименее известен и редко встречается в литературных источниках синдром генерализованных базально-клеточных гамартом.
Этот синдром наследуется аутосомно-доминантно. Характеризуется наличием базалоидных Фолликулярных гамартом в сочетании с гипотрихозом.
Механизмы, регулирующие морфогенез кожи волосистой части головы, не до конца понятны. Кости черепа и хрящевые структуры происходят как из клеток мезодермы, так и из клеток черепного нервного гребня.
Клетки последнего дают начало также срединным швам черепа (лобный и сагиттальный), а также некоторым срединным костям (лоб, кости носа, верхняя и нижняя челюсти) и т.д.
В то время, как венечный шов, теменные кости, затылочная кость и ряд других являются производными мезодермы.
Эпидермис, как известно, является производным нейроэктодермы и развивается из слоя полипотентных эпителиальных клеток.
Или врожденная телеангиэктатическая мраморная кожа представляет собой редко встречающееся врожденное заболевание, проявляющееся персистирующим сетчатым рисунком на коже по типу мрамора.
Этот сетчатый рисунок имеет тенденцию усиливаться при физической нагрузке, в ряде случаев на фоне эмоциональных реакций.
Сосудистый рисунок при данном синдроме сохраняется, в ряде случаев может сопровождаться истончением кожи и асимметрией конечностей.
Как известно, теломеры укорачиваются при каждом делении клеток. При достижении так называемого лимита Хейфлика (в среднем 52 клеточного цикла) клетка стареет и гибнет. Удлинение теломер может замедлить этот процесс.
Хотя это обоюдоострое оружие, так как удлинение теломер в соматических клетках может представлять определенную опасность, а именно может приводить к так называемому репликативному бессмертию.
В основе репликативного бессмертия клеток лежит механизм альтернативного удлинения теломер.
Теломеры представляют собой концевые участки хромосом в клетках эукариот.
Теломеры защищают хромосомы от различного рода повреждений или же от слипания с соседними хромосомами в период деления клеток.
В случае утраты этой функции развивается генетическая нестабильность и утрачивается жизнеспособность клетки.
Далее мы назовем еще 10 функций.
Недержание пигмента, или болезнь Сульцбергера-Блоха, представляет собой генодерматоз, наследуемый Х-сцепленно доминантно.
Он обусловлен мутацией (делецией в области локуса Xq-28 экзонов 4 – 10) в гене NEMO/IKBKG.
Этот ген вляется летальным для плодов мужского пола, однако, гетерозиготные плоды женского пола выживают вследствие инактивации X-хромосомы..
Были тем не менее описаны к настоящему времени около 10 случаев выживания мальчиков.
Однако, у них в период от 3 месяцев до 10 лет жизни развивались неврологические осложнения, тяжелые офтальмологические или стоматологические симптомы.
Как известно, мутации представляют собой изменения нуклеотидных последовательностей в ДНК, в результате которых изменяются структура и функции ряда белков, что в свою очередь может привести к нарушению деятельности клеток или развитию ряда заболеваний.
Итак, выделяют:
Миссенс-мутации, при которых изменения в нуклеотиде приводит к синтезу аминокслоты, отличной от оригинальной.
Нонсенс-мутации, когда изменения в нуклеотиде, переводящего кодон в стоп-кодон, приводят к преждевременному прекращению процесса синтеза белка.
Нередко в результате нонсенс-мутаций синтезируются нефункциональные протеины.
Представляет собой редкую генетическую патологию. В основе развития синдрома лежат, как правило, мутации de novo в гене KMT2A, однако, возможно и аутосомно-доминантное наследование. Заболевание было впервые описано в 1970 году.
Для данного синдрома характерна задержка как пренатального и постнатального развития, так.
Обращают на себя внимание особенности черт лица: широкие брови, узкие глазные щели, иногда уголки глаз слегка направлены книзу, широко поставленные глаза, аномально длинные ресницы, широкое основание и кончик носа, тонкая верхняя губа, утолщенные волосяные стержни на волосистой части головы.
В связи с высоким риском трансформации очагов актинического хейлита в плоскоклеточный рак, ранняя диагностика и лечение этого заболевания проиобретают особую важность.
Для лечения актинического хейлита применяются: хирургические методы (вермилионэктомия, криотерапия, лазерная абляция, операция Моса) и местную консервативную терапию
Из хирургических методов наиболее часто используется вермилионэктомия, которая заключается в полном удалении слизистой оболочки губы.
Этот метод дает положительные результаты в 80% случаев. Из побочных реакций отмечают отек, парестезии, инфекции, некроз, гематомы, затруднения в приеме пищи в первое время после вмешательства.
«Губа моряка» - это образное название актинического хейлита. Актинический хейлит считается предраковым состоянием, некоторые рассматривают его как плоскоклеточный рак in situ, при котором в процесс наиболее часто вовлекается нижняя губа.
При этом риск развития инвазивного рака очень высок. Для актинического хейлита характерна вариабельность клинических проявлений.
Он может быть похож на классическую форму актинического кератоза с хорошо отграниченными эритематозными папулами или чешуйками.
Но чаще обнаруживаются диффузные, мультифокальные и гетерогенные очаги шелушения и гиперкератоза, а также атрофия, проявляющаяся в виде западения поверхности губы.
При пальпации очагов западения имеет сходство с наждачной бумагой. Может иметь место изменение цвета с развитием эритемы или же чередование эритемы и белых участков.