Недержание пигмента, или болезнь Сульцбергера-Блоха, представляет собой генодерматоз, наследуемый Х-сцепленно доминантно.
Он обусловлен мутацией (делецией в области локуса Xq-28 экзонов 4 – 10) в гене NEMO/IKBKG.
Этот ген вляется летальным для плодов мужского пола, однако, гетерозиготные плоды женского пола выживают вследствие инактивации X-хромосомы..
Были тем не менее описаны к настоящему времени около 10 случаев выживания мальчиков.
Однако, у них в период от 3 месяцев до 10 лет жизни развивались неврологические осложнения, тяжелые офтальмологические или стоматологические симптомы.
Как известно, мутации представляют собой изменения нуклеотидных последовательностей в ДНК, в результате которых изменяются структура и функции ряда белков, что в свою очередь может привести к нарушению деятельности клеток или развитию ряда заболеваний.
Итак, выделяют:
Миссенс-мутации, при которых изменения в нуклеотиде приводит к синтезу аминокслоты, отличной от оригинальной.
Нонсенс-мутации, когда изменения в нуклеотиде, переводящего кодон в стоп-кодон, приводят к преждевременному прекращению процесса синтеза белка.
Нередко в результате нонсенс-мутаций синтезируются нефункциональные протеины.
Представляет собой редкую генетическую патологию. В основе развития синдрома лежат, как правило, мутации de novo в гене KMT2A, однако, возможно и аутосомно-доминантное наследование. Заболевание было впервые описано в 1970 году.
Для данного синдрома характерна задержка как пренатального и постнатального развития, так.
Обращают на себя внимание особенности черт лица: широкие брови, узкие глазные щели, иногда уголки глаз слегка направлены книзу, широко поставленные глаза, аномально длинные ресницы, широкое основание и кончик носа, тонкая верхняя губа, утолщенные волосяные стержни на волосистой части головы.
В связи с высоким риском трансформации очагов актинического хейлита в плоскоклеточный рак, ранняя диагностика и лечение этого заболевания проиобретают особую важность.
Для лечения актинического хейлита применяются: хирургические методы (вермилионэктомия, криотерапия, лазерная абляция, операция Моса) и местную консервативную терапию
Из хирургических методов наиболее часто используется вермилионэктомия, которая заключается в полном удалении слизистой оболочки губы.
Этот метод дает положительные результаты в 80% случаев. Из побочных реакций отмечают отек, парестезии, инфекции, некроз, гематомы, затруднения в приеме пищи в первое время после вмешательства.
«Губа моряка» - это образное название актинического хейлита. Актинический хейлит считается предраковым состоянием, некоторые рассматривают его как плоскоклеточный рак in situ, при котором в процесс наиболее часто вовлекается нижняя губа.
При этом риск развития инвазивного рака очень высок. Для актинического хейлита характерна вариабельность клинических проявлений.
Он может быть похож на классическую форму актинического кератоза с хорошо отграниченными эритематозными папулами или чешуйками.
Но чаще обнаруживаются диффузные, мультифокальные и гетерогенные очаги шелушения и гиперкератоза, а также атрофия, проявляющаяся в виде западения поверхности губы.
При пальпации очагов западения имеет сходство с наждачной бумагой. Может иметь место изменение цвета с развитием эритемы или же чередование эритемы и белых участков.
Актиническое пруриго представляет собой редкий фотодерматоз, клинические проявления которого в первую очередь появляются на открытых участках кожного покрова: лице, шее, верхних конечностях.
Были описаны также случаи вовлечения в процесс и закрытых участков тела, в частности, ягодиц.
Обычно первые проявления актинического пруриго обнаруживаются весной, когда развивается папулонодулярный дерматит, сопровождающийся сильным зудом.
Высыпания носят симметричный характер и могут существовать вплоть до холодного времени года.
При тяжелом течении развиваются хейлит, конъюнктивальная болезнь, рубцевание экскориаций.
Х-сцепленная точечная хондродисплазия, или синдром Конради-Хюнерманна-Хаппла представляет собой редко встречающийся синдром, наследуемый Х-сцепленно доминантно.
В основе развития синдрома лежит мутация в гене, кодирующем эмопамил-связывающий белок, что приводит к нарушению синтеза холестерина.
Как правило, клинические проявления болезни наблюдаются у лиц женского пола, так как при наличии мутации у плодов мужского пола последние погибают.
Патогенетической является описанная в 2024 году мутация (делеция) рамки считывания.
Было также описано развитие синдрома как результат изодисомии материнской Х-хромосомы, хотя известно, что изодисомия не всегда приводит к развитию патологических состояний.
Мутантный ген локализован на хромосоме Хр22.3
Известно, что в развитии актинического кератоза основную роль играет ультрафиолетовое повреждение ДНК. Однако, не последнее место принадлежит воспалению и иммуносупрессии, вызванным УФ-излучением.
Избыточная экспрессия циклооксигеназы-2 обусловливает воспалительные изменения в дерме и стимулирует рост опухолей вследствие усиления пролиферации клеток, ангиогенеза, а также ингибирования апоптоза.
Эффективность местных нестероидных противовоспалительных препаратов, в частности, диклофенака, угнетающих циклооксигеназу-2, служит подтверждением ключевой роли воспаления при актиническом кератозе.
Кроме того, согласно данным GJ Butler и соавт., регулярный прием низких доз аспирина или других НПВС ассоциирован с более низким риском развития актинического кератоза.
Кумулятивное воздействие солнечных лучей является основным фактором риска для развития актинического кератоза.
Это обусловлено изменениями механизмов репарации кератиноцитов.
Солнечное излучение спектра В приводит к образованию тимидиновых димеров в ДНК и мутациям в генах, кодирующих теломеразу.
УФ-лучи спектра А опосредованно индуцируют образование мутаций через механизм окислительного стресса.
При наличии множественных очагов актинического кератоза необходимо проводить терапию каждого очага, так как предсказать, какой из них подвергнется злокачественной трансформации, не представляется возможным.