В США набирает обороты новый тренд.
Скрываясь под лозунгами о повышении качества оказания медицинской помощи и поддержки врачей, медицинские страховые компании внедрили в практику опросы среди пациентов о степени удовлетворенности предоставленными лечебным учреждением услугами.
Отличившиеся/набравшие высокие баллы за лестные отзывы больницы/врачи стали получать от страховщиков дополнительные финансовые вознаграждения.
Наши уважаемые коллеги из Калифорнии решили проверить, как рядовые дерматологи оценивают это благое начинание (doi.org/10.1111/ijd.17066).
На вопросы предложенной анкеты ответили 173 специалиста по кожным болезням, из них 88% уже получали информацию об откликах на свою работу, а 16% дерматологов уведомили о материальных бонусах в связи с позитивной оценкой их деятельности пациентами.
Вопреки очевидной пользе обратной связи “врач-пациент”, 55% респондентов свидетельствовали, что практика подобных опросов способствует истощению их энергии, эмоциональному и ментальному дистанцированию от выполнения профессиональных обязанностей, у 69% врачей полученные отзывы больных вызывали стресс, у 61% провоцировали негативизм и цинизм в отношении работы.
Негативные отклики рождали у дерматологов чувство гнева/раздражения, грусти/депрессии.
Вместе с тем, позитивные оценки пациентов повышали настроение и уверенность в себе (у 41%).
58% участвующих в анкетировании заявили об отсутствии пользы данных опросов и для пациентов, и для врачей, а высокая оценка, полученная от больных, вовсе не коррелирует, по их мнению, с понятием “хороший доктор”.
Дерматологи-женщины и молодые дерматологи чаще других выражали свое отрицательное отношение к системе оценки откликов пациентов.
Что касается моего мнения по этому вопросу, я полностью разделяю точку зрения большинства американских дерматологов.
Опросы пациентов страховыми компаниями, которые преподносятся как некий подарок практикующим специалистам в их деле высококачественного оказания медицинской помощи, будут способствовать не только эмоциональному выгоранию врачей, но и в конечном итоге повлекут материальные последствия.
Высока вероятность, что по результатам опросов пациентов вслед за бонусами начнется внедрение системы штрафов.
Не исключено, что отечественные страховые компании в ближайшем будущем начнут активно выяснять мнения пациентов о работе врачей.
Но мы, люди опытные и знающие, уже будем к этому мысленно готовы.