Я приехал в живописный французский городок Кольмар и сразу со станции отправился в музей Унтерлинден.
Оригинальное здание музея, мастерски преобразованное архитекторами Herzog & de Meuron, состоит из двух разделенных городской площадью комплексов: средневекового монастыря и нового крыла, которые сообщаются между собой подземной галереей с удивительными спиралевидными лестницами.
Главный экспонат музея – уникальный створчатый Изенгеймский алтарь – выставлен в капелле бывшей монастырской церкви.
На живописные панели алтаря кисти Маттиаса Грюневальда смотришь, затаив дыхание.
«Воистину никогда еще натурализм не увлекался подобными сюжетами, никогда еще живописец не изображал так божественную плоть…», -- писал об этом творении почитаемый мною французский литератор Гюисманс.
С момента создания (1512-1516 годы) и до Французской революции этот полиптих украшал монастырь католического ордена Святого Антония (антонитов) в Изенгейме, деревушке в 15 милях от Кольмара.
Монахи ордена защищали и заботились о тех, кого поразил «огонь св. Антония».
Причиной этого страдания, в наши дни именуемого эрготизмом, является отравление человека алкалоидами спорыньи при употреблении в пищу продуктов из зерен зараженной ржи и др. злаковых.
Наиболее яркими симптомами эрготизма являются кожные проявления, в т.ч. связанные с нарушением кровоснабжения/трофики тканей и развитием гангрены конечностей.
Антониты лечили больных эрготизмом священным крепленым вином saint vinage, настоянным на особых травах и пропитанным мощами св. Антония, а также растительными мазями.
Алтарь предназначался главным образом для тех, кого поразил «огонь св. Антония», а доминирующее изображение Христа, с многочисленными шипами и язвами, должно было служить напоминанием, что страдания больных не напрасны, и вселять надежду.
Особый дерматологический интерес представляет правая открывающаяся панель алтаря – «Искушение св. Антония», где Святой изображен в окружении демонов, которые его бьют, кусают и тянут за волосы.
Один из монстров в человеческом обличье, но с перепончатыми стопами, со вздутым животом, с покрытой язвами, гнойниками, корками кожей, скорее всего поражен Антониевым огнем (или злокачественным сифилисом? чумой?).
Дистальные фаланги пальцев левой кисти самого Антония окрашены в серые тона с явным ишемическим оттенком.
Возможно, Грюневальд, в стремлении еще раз утешить молящихся, изобразил Святого страдающим схожим недугом.
Кружа по залам и винтовым лестницам музея, я вновь возвращаюсь к Изенгеймскому алтарю.
Его влияние на мою психику подобно наркотическому действию алкалоидов спорыньи.