Нельсон Мандела – это "икона" западного мира, почитаемая за вклад в свержение режима апартеида в Южной Африке. Политзаключенный, ставший первым чернокожим президентом ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1993 года.
Впрочем, один из аспектов его деятельности на посту президента вызывает споры и недоумение: по неясной причине Мандела не предпринял должных мер, чтобы остановить бушующую в ЮАР эпидемию СПИДа.
Не исключено, что это было связано со слабостью мира в этой стране, политической борьбой и проблемами восстановления нации после эпохи апартеида.
Возможно, Мандела замалчивал правду об эпидемии, так как остерегался запятнать новое государство в глазах мирового сообщества.
Может быть, он просто избегал этого вопроса, испытывая смущение при обсуждении такой деликатной темы, как инфекция, передаваемая половым путем.
Так или иначе, 5 лет президентства Манделы обернулись для страны настоящей катастрофой. Когда в 1999 году он покидал свой пост, более 20% взрослого населения ЮАР были инфицированы ВИЧ, ежедневно от СПИДа погибало около 500 человек.
Как пламенный борец с ВИЧ-инфекцией, Н. Мандела заявляет о себе после выхода на пенсию. В 2000 году он выступает с яркой речью на международной конференции по СПИДу в Дурбане.
В 2002 году бывший лидер выходит на демонстрацию солидарности в белой футболке с надписью “ВИЧ-позитивный” и объявляет войну СПИДу, призвав людей заниматься безопасным сексом или полностью воздерживаться от половых контактов.
В 2003 году Мандела создает благотворительный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом под кратким названием “46664”. Это число соответствовало его идентификационному номеру в тюрьме на острове Роббен.
Организация начинает сбор средств в целях профилактики ВИЧ и оказания помощи общественному здравоохранению. В поддержку ВИЧ-инфицированных фонд организует грандиозные концерты с участием звезд первой величины – Beyonce, Eurythmics, Queen и др.
В 2005 году СПИД становится причиной личной трагедии Манделы. В больнице Йоханнесбурга в возрасте 54 лет умирает его сын Макгато. Спустя несколько часов бывший президент публично заявляет о том, что смерть была связана с осложнениями, обусловленными ВИЧ-инфекцией.
Рассказать миру о ВИЧ-статусе Макгато стало преднамеренным шагом, вызовом стигме, окружающей это заболевание.
До конца своих дней Н. Мандела призывал людей говорить о ВИЧ/СПИДе, чтобы сделать его “похожим на нормальные болезни вроде туберкулеза или рака”. Все силы и авторитет он направил на то, чтобы профилактику и лечение СПИДа признали важной международной проблемой.
На мой взгляд, осознание культовым президентом ЮАР своих ошибок и неудач и его последующие шаги против распространения ВИЧ-инфекции являются еще одной важной частью оставленного им наследия.