Вход в систему

Общая больница Вены

Иллюстрация. Общая больница ВеныИмператор Иосиф II занимался вопросами общественного здравоохранения и медицинского образования более, чем другие правители Австро-венгерской империи до и после него. Создание Общей больницы Вены было его любимым личным проектом. Она стала одним наиболее известных медицинских институтов Европы и домом для Венской медицинской школы. Правда к этому поворотном моменту её история уже насчитывала почти 100 лет.  

В 1686 после окончания османской осады Вены доктор Иоганн Франк пожертвовал деньги и свою землю на Альзер штрассе для создания госпиталя. Но денег для постройки всех зданий не хватило и часть ветеранов войны и их семей были размещены в существующей инфекционной больнице. В 1693 император Леопольд I выделил деньги на создание крупной больницы на 1042 человека для бедняков и инвалидов (инвалидами тогда называли всех раненых на войне солдат независимо от степени тяжести ранений и ветеранов войны, не имеющих средств для жизни).

В 1724 в больнице располагалось уже 1740 пациентов. Дальнейшее расширение больницы стало возможно благодаря барону Фердинанду фон Тавонату, который завещал часть своего состояния в пользу бывших солдат. В результате можно было достроить уже начатое здание для семейных пар и овдовевших (теперь его называют Тавонатхоф). В 1733 были построены новые больничное, служебное ремесленное здания. 

Больница к середине XVIII века выполняла функции богадельни и места жительства вышедших на пенсию военных и персонала больницы и их семей, нежели лечебного учреждения. В 1783 император Иосиф II инспектировал больницу и выяснил, что многие люди, жившие в ней, не обязательно были бедными. Они просто знали нужного человека и получили нужную бумагу, чтобы претендовать на место в больнице. 

Иосиф II поручил профессору и своему личному врачу Йозефу фон Кварину, который впоследствии стал директором, разработать проект нового лечебного заведения. В 1784 состоялось открытие Общей больницы Вены, чьей основной функцией стало лечение пациентов. Прежние функции были разделены между соответствующими городскими учреждениями. К моменту открытия в больнице ещё находились 2689 постоянных, но не больных обитателей, которые приняли предложение правительства обменять свои больничные койки на ежемесячное пособие, что позволило освободить место для новых палат. 

Над главными воротами на Альзер штрассе был написан девиз больницы: «Saluti et solatio aegrorum» («Для спасения и утешения больных»). Все здания больницы окружали сады. Стены были покрашены белой краской и во внутренних дворах соблюдалась строгая чистота. 

С некоторыми исключениями палаты были небольшими - в большинстве из них было не более 20 коек. В палате постоянно находилась 1 медсестра. У изголовья каждой кровати была прикреплена доска с указанием имени, даты госпитализации, диагноза и назначенной диеты. В приёмные часы всегда присутствовал хотя бы один старший врач. Наиболее интересные случае предоставлялись для изучения студентам. Сам Иосиф II был частым гостем больницы. Он ходил по палатам, останавливался и болтал с пациентами, а затем практиковал с врачом свою латынь. 

К больнице были присоединены воспитательный дом и сумасшедший дом на 250 человек, который стал первым специальным зданием для размещения психически больных. Кстати, последний благодаря своей форме является туристической достопримечательностью, а сами венцы называют его Гугельхупф (кекс) императора Иосифа. Создание акушерского отделения было прямым указанием императора, который хотел положить конец вызывающему тревогу количеству детоубийств незамужними матерями. Всем женщинам, входящим в отделение гарантировалась полная анонимность. 

Устройство больницы вскоре стали широко копировать, особенно в Германии: главные больницы Мюнхена, Бамберга, Вюрцбурга, Майнца и берлинская Шарите были реконструированы по её образу.

Несмотря на всю личную щедрость, с которой Иосиф II продвигал проект, бережливость была определяющим принципом. Это касалось и дальнейшей структуры помощи, так объединение и централизация существующих учреждений меняло направление потоков больных и финансовых потоков.

Образцом для подражания новой больницы был парижский Отель-Дьё, но с учётом имевшихся у него недостатков. Каждый человек располагался на собственной кровати, получал питание; доступ свежего воздуха стал важной частью устройства палат, т.к., как предполагалось, он должен был противостоять распространению миазмов (дурного воздуха, как причины болезни). Дальнейшими нововведениями стали разделение на разные палаты в зависимости от болезней, упор на лечение, а не просто на уход, и важность обучения в медицинской клинике.

И именно обучение в клинике возвысило венскую медицину. Новые, на тот момент самые современные здания больницы должны были наполнить такие же специалисты. Начало было положено Герардом ван Свитеном, личным врачом императрицы Марии-Терезии и главой медицинского образования в Австрии. Он инициировал регулярные вскрытия для преподавания анатомии, создал первый учебный госпиталь, соответствовавший прогрессивным мыслям. 

В период правления императора Иосифа II ведущим врачом был Иоганн Петер Франк, который выступал за новую идею об ответственности государства в поддержании здоровья своих граждан. При его директорстве в венской Общей больнице был основан патологоанатомический музей и впервые начала применяться изоляция инфекционных пациентов. Кстати, Франк некоторое время работал в Российской империи, но он не сработался с Яковом Васильевичем Виллие, и вернулся в Вену. Позже период между началом реформ ван Свитена и уходом Франка в отставку назвали эрой прогресса и первой венской медицинской школой.

После 40-летней стагнации, вызванной социально-политической обстановкой в Австро-Венгерской империи, появилась вторая венская медицинская школа и принесла с собой Золотой Век медицины в Вену. Это был результат закона о веротерпимости, впервые разрешавшего допуск всех желающих в университет, и случайного появления выдающихся врачей, наделённых энергией, упорством и безграничной преданностью своей работе. Они прибыли из разных частей многоязычной обширной Австро-Венгерской империи и встретились в стенах Общей больницы Вены. Этими людьми были патолог Карл фон Рокитанский, терапевты Йозеф Шкода и Иоганн Риттер фон Оппольцер, хирург Франц Шуг и многие-многие другие. 

В 40-ых годах XIX столетия в Общей больнице Вены открывались новые отделения, в том числе кожных и венерических болезней (100 коек было отведено первым и 200 – вторым). В каждом отделении учреждался пост профессора, и в 1849г. эти новые специальности обрели своих профессоров: Фердинанда Гебра и Карла Зигмунда. В Вене сифилидология и дерматология длительное время стабильно развивались отдельно друг от друга без зависти или соревнования, что способствовало возвышению Венской школы дерматовенерологии.

Общая больница Вены долгие годы была местом важных событий: Игнац Земмельвейс боролся с родильной горячкой, Карл Ландштейнер открыл группы крови, Юлиус Вагнер-Яурегг лечил сифилис малярией, Роберт Барани исследовал вестибулярный аппарат, Теодор Бильрот изобретал новые операции.

В настоящее время Общая больница Вены - новый многоэтажный комплекс, открытый в 1994. Прежние здания больницы сдаются в аренду коммерческим и муниципальным организациям, а территория стала местом встречи преимущественно студенческих компаний. 

4.25
Средний рейтинг: 4.3 (12 votes)