В начале был Тор, бог грома и молний, бурь и плодородия. Его придумали древние скандинавы. Рыжебородый богатырь, находящийся в вечной борьбе с великанами-етунами, населявшими страну Етунхейм.
Он был практически непобедим, поскольку в его волшебное снаряжение входили молот Мьелльнир и пояс Мегингъерд.
Молот был раскален докрасна, и удерживать его в руках удавалось только в железных рукавицах. А пояс удваивал силу.
Обычно Тор перемещался на огромной бронзовой колеснице. Во время его движения земля обугливалась, а горы раскалывались. Колесницу тащили за собой два козла, которых звали Тангниостр и Тангриснир. Козлы были чудесные. Вечером добрый хозяин, чтобы обуздать свой аппетит, сдирал с них шкуры, варил мясо в котле и плотно ужинал.
Потом бросал кости на шкуры и ложился спать. К утру козлы всякий раз воскресали и встречали бога как ни в чем не бывало, стоя в упряжке.
Погиб Тор в последний день перед концом мира в сражении с мировым змеем Ермунгандом. Бог-громовержец снес чудищу голову, но утонул в потоке извергнувшегося из мертвой твари яда.
В честь Тора известный шведский химик и минералог Йенс Якоб Берцелиус назвал открытый им химический элемент торий, который со своей атомной массой 232,038 занял почетное девяностое место в периодической системе Д.И. Менделеева. Это тяжелый слаборадиоактивный металл-актиноид.
Серебристо-белый блестящий, мягкий, ковкий. Его особенно много в магматических породах (возможно сформировавшихся под воздействием от перемещений Тора).
Кроме атомной энергетики, торий применяется в металлургии, придавая сплавам повышенную прочность (сравнимую разве что с Мьелльниром).
“Божественное” воздействие тория могли ощутить на себе пациенты дерматологических клиник середины прошлого века.
Для лечения целого ряда дерматозов, в том числе гнездной алопеции, пятен цвета портвейна, псориаза, грибовидного микоза, топические препараты, содержащие Thorium X, многократно наносились на элементы сыпи с помощью обычного аппликатора с ватным наконечником.
В начале 60-х годов стало очевидным, что торий далеко не безобиден: испускаемые им бета- и гамма-лучи пенетрируют кожу и могут привести к развитию кожного рака.
Об отголосках применения тория в дерматологии нередко и сегодня сообщают наши коллеги из-за рубежа. Например, о 59-летнем мужчине с пятью очагами базальноклеточной карциномы на коже волосистой части головы в зоне терапии очаговой алопеции топическим торием в детском возрасте (doi:10.1111/j.1365-2230.2006.02279.x).
В докладе на конгрессе EADV в Женеве рассказывалось о трех пациентах 73,75 и 67 лет с базалиомами, появившимися на месте воздействия в прошлом чудодейственного радиоактивного тория при лечении пятен цвета портвейна.
К счастью, бог не оставил в беде этих больных людей, пораженных торием. В их исцелении ему помогли врачи, владеющие современными методами лечения рака кожи.