Вход в систему

Нормативно-правовое регулирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи больным хроническими дерматозами

Нормативно-правовое регулирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи больным хроническими дерматозами в современных условиях

Е. В. Гришаева

Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии, г. Екатеринбург

 

Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) больным с хроническими дерматозами включает разработку организационно­правовых мероприятий, обоснование формирования потоков госпитализиру­емых больных, выбор и проведение дифференцированной терапии в зависи­мости от тяжести кожного процесса, разработку и использование утвержден­ных медицинских технологий и стандартов лечения. Внедрение в клиниче­скую практику современных методов лечения требует контроля медицинской и социально-экономической эффективности проводимой терапии, прогнозирова­ния отдаленных результатов лечения больных. Решение этих проблем является важным направлением развития медицины.

В 2009 г. Минздравсоцразвития РФ внес изменения как в перечень дерма­тозов, подлежащих лечению по программе, так и в перечень видов ВМП по профилю «Дерматовенерология». Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2008 г. № 786н «О порядке формирования и утверждении госу­дарственного задания на оказание в 2009 г. высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерально­го бюджета» и Приказу Минздравсоцразвития РФ № 564 от 31 июля 2009 г. «О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2008 г. № 786н…» в программу ВМП включены следующие нозологии:

  1. распространенный псориаз, артропатический псориаз;

  2. распространенный атопический дерматит с поливалентной сенсибили­зацией;

  3. истинная (акантолитическая) пузырчатка;

  4. бляшечная склеродермия;

  5. распространенный красный плоский лишай, в том числе атипичные формы.

 

Значительно сокращен перечень видов ВМП, оказываемой по государствен­ному заданию в 2009 г. за счет ассигнований федерального бюджета. На сегод­няшний день разрешены к применению по профилю «Дерматовенерология»:

5.1. Поликомпонентное лечение больных с распространенными формами псориаза, атопического дерматита с поливалентной сенсибилизацией, истин­ной пузырчатки, склеродермии, красного плоского лишая, лучевого дермати­та с применением цитостатических, иммуносупрессивных и иммуномодули­рующих средств, эфферентных методов воздействия.

5.2. Комбинированное лечение тяжелых форм псориаза, включая псориа­тический артрит, с применением генно-инженерных биологических препара­тов и остео-, хондропротективных средств.

В приложении 7 к Приказу Минздравсоцразвития РФ 29.12.2008 № 786н определен порядок направления граждан в медицинские учреждения для оказания ВМП в рамках государственного задания за счет ассигнований фе­дерального бюджета, а приложение 8 регламентирует перечень клинико­диагностических исследований, проводимых при подготовке больных для на­правления в медицинские учреждения с целью оказания ВМП. Согласно при­казу необходимыми лабораторными и инструментальными исследованиями являются:

  1. общие анализы крови и мочи;

  2. посевы из зева и кожи на флору и чувствительность к антибиотикам в

 

период обострения. При планировании генно-инженерной терапии проводятся:

  1. туберкулиновая проба (двукратная реакция Манту с интервалом в 21 день);

  2. обзорная рентгенограмма легких в двух проекциях;

  3. консультация фтизиатра для исключения туберкулеза любой формы,

 

любой стадии; в зависимости от планируемого объема оказания ВМП:

  1. ЭКГ;

  2. ультразвуковые, рентгенологические исследования;

  3. консультации смежных специалистов (терапевт, гинеколог, эндокрино­лог и т. д.).

 

Мониторинг оказания ВМП гражданам РФ осуществляется согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 18 марта 2009 г. № 119н «Об утверж­дении и порядке ведения форм статистического учета и отчетности по реали­зации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицин­ской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований феде­рального бюджета». В 2009 г. разработан и внедрен программно-аппаратный комплекс Минздравсоцразвития России, который позволяет контролировать все этапы оказания ВМП больному с последующей реабилитацией по его воз­вращении по месту жительства либо направлением самим федеральным ме­дицинским центром в учреждение для оказания реабилитационной помощи. В рамках этого комплекса создана единая по стране сквозная нумерация та­лона на оказание ВМП и сформирован единый Лист ожидания высокотехно­логичной медицинской помощи, а также ведется сбор электронных заявок от органов управления здравоохранением субъектов РФ на оказание больным ВМП. Данной системой предусмотрен переход на электронную форму отчет­ности как для органов управления здравоохранения субъектов РФ, так и для медицинских учреждений, работающих по программе ВМП.

Взаимодействие с регионами по направлению больных на оказание ВМП предлагается вести на основании отдельных соглашений с субъектами РФ. В этих соглашениях в каждом регионе определены конкретные медицинские учреждения, в которых в соответствии с их заявками планируется оказание ВМП. Это позволяет в течение года увеличивать объемы ВМП как для «хо­рошо работающих субъектов», так и для востребованных учреждений. При этом согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 22 сентября 2009 г. № 26­1-7124 возможен автоматический перевод данных пациента с листа ожидания в активную форму талона-направления, планируется также перераспределе­ние квот как субъектов РФ, так и медицинских учреждений, не выполняю­щих объемы государственного задания, с последующим принятием управлен­ческих решений со стороны Минздравсоцразвития РФ.