Вход в систему

Тронхейм

ИллюстрацияВопросы о месте и навигации давно занимали умы ученых. Более 200 лет назад немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что некоторые умственные способности существуют как априорные знания, не зависящие от опыта. Он рассматривал концепцию пространства как встроенный принцип разума, через который мир есть и должен восприниматься. Перечитав труды моего великого земляка и сформировав в своем мозге очередную «когнитивную карту», я отправился в новое путешествие.

Оказалось, что в его конечной точке, норвежском Тронхейме, который находится в 2 тысячах километров к северо-западу от бывшего Кенигсберга, живут люди, подтвердившие предположения Канта. Нобелевские лауреаты в области медицины и физиологии 2014 года  Мэй-Бритт и Эдвард Мозер работают в Университете Науки и Технологии Тронхейма. Ими был открыт ключевой  компонент системы позиционирования мозга. Нервные клетки энторинальной коры, расположенной вблизи гиппокампа, они назвали «ячейками сетки», которые генерируют систему координат, обеспечивают точное позиционирование и поиск пути.

Вдохновленный открытиями тронхеймских ученых, для перемещения по городу я решил отказаться от бумажной карты и maps.me, полностью доверившись своему внутреннему GPS-навигатору. Выйдя к реке Нидэльва, я вновь вспомнил о Канте, который любил гулять по берегу Прегеля к Фридрихсбургским воротам.

Открывающаяся картина Bryggene с его чудными разноцветными деревянными домами по обе стороны от реки и осмотр Powerhouse Brattørkaia передали мощный импульс моему мозгу.

Как и многие древние города, Тронхейм не только многолик, но и многослоен. На левом берегу Нидэльве на месте руин францисканской Olavskirken несколько десятилетий назад проводились раскопки останков захоронений, которые велись в этом месте с 12 века. Среди прочих ценных артефактов, здесь были найдены измененные эпидемическим сифилисом человеческие кости, имеющие исключительно «постколумбийский возраст». По-моему, ценный аргумент в пользу «американской» гипотезы распространения сифилиса.

Стоп. Похоже, моя внутренняя система навигации неожиданно завела меня достаточно глубоко. Надеюсь, у большинства людей энторинальная кора работает более корректно.

Возвращаясь в родной город, я решил дать покой своей зоне, прилегающей к гиппокампу, полностью доверившись аэронавигации и большой машине из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Зона турбулентности вернула меня к мыслям о Канте. Он полагал, что философу для обретения правильной перспективы необходимо путешествовать, чтобы узнать другие народы. Однако, сам Кант пределы Восточной Пруссии никогда не покидал, считая большой портовый город Кенигсберг вполне достаточным местом для расширения познаний о человеке и свете. Вот такой был противоречивый человек.

P.S. На фото – скульптурная композиция “Ночь саламандры” от тронхеймского художника Kjell Erik Killi Olsen.

4.81818
Средний рейтинг: 4.8 (11 votes)