О суициде

Уважаемый мной английский психодерматолог J.A. Cotterill, о “Дерматологических играх” которого я как-то писал, в 1997 году, совместно с W.J.Cunliffe, стал автором еще одной знаковой статьи. На этот раз о суициде среди дерматологических больных. Ее публиковал British Journal of Dermatology.

С первых строк авторы статьи опровергают популярную среди дерматологов точку зрения, что “наши пациенты никогда не умирают“. С одной стороны, тяжелые кожные проблемы могут привести к депрессии и суициду пациента. С другой, дерматологический диагноз может быть сопутствующим серьезному психиатрическому заболеванию, при котором высок риск самоубийства.

J.A. Cotterill и соавт., основываясь на личной дерматологической практике, приводят 16 клинических случаев, которые закончились самоубийством пациентов. Подавляющее большинство пациентов (10 человек) описываемой английскими дерматологами группы страдали акне и/или дисморфофобией, что и послужило причиной суицида.

Авторы статьи сетуют на то, что стоимость изотретионина и финансовые ограничения в большинстве клиник не дают возможности своевременно, на ранних стадиях, назначать этот препарат пациентам с акне, и тем самым избегать фатальных последствий.

Вот пара случаев, приведенных в работе английских коллег, которые не касаются угрей, но от этого не стали менее трагичными.

51-летняя женщина с тяжелым маниакально-депрессивным психозом и псориазом. Через несколько дней после консультации дерматолога она посмотрела телепрограмму о пожаре и вскоре подожгла себя на собственной кровати.

Другая пациентка, страдающая дерматозойным бредом и алкоголизмом, пыталась различными способами осложнить жизнь лечащего ее дерматолога. Один раз она была найдена расчесывающей свои волосы над собакой доктора в надежде на то, что поразившие ее насекомые перекинутся через домашнее животное на врача и его домочадцев. Пациентка врывалась в зал во время чтения доктором лекций, нанесла визит маме дерматолога, звонила во внеурочные часы. Ее заболевание плохо поддавалось терапии. Пациентка покончила с собой, погибнув от асфиксии.

J.A. Cotterill и соавт. делают акцент на важности вовремя распознавать ментальные проблемы у дерматологических пациентов.

Другая интересная статья на тему депрессии и суицида “Depression, isotretinoin, and folic acid: A practical review” была опубликована в одном из недавних номеров “Dermatologic Therapy” (doi.org/10.1111/dth.13104). Она посвящена, как следует из названия, большей частью, проблеме развития депрессии при лечении акне изотретиноином.

Авторы Alman Abdelmaksoud et al. в своей практике отдают предпочтение малым дозам препарата. По их мнению, это помогает не только избежать развития депрессии у пациента, но и улучшить у последнего нейрокогнитивные функции.

В случае неизбежности терапии большими дозами изотретиноина, для уменьшения риска развития нейропсихических отклонений исследователи рекомендуют сочетание препарата с курсом фолиевой кислоты. Как известно, дефицит фолиевой кислоты может приводить к снижению уровня допамина, норэпинефрина и серотонина и ассоциируется с развитием депрессии.

К счастью, я не встречался в своей практике со случаями суицида моих пациентов. Надеюсь, удастся избежать этого и в будущем. С таким же пожеланием хочу обратиться к вам. Уверен, мы в силах уберечь наших пациентов от суицида.

Средний рейтинг: 4.7 (15 votes)