Вход в систему

О стигматах

ИллюстрацияОчередной погожий весенний день вынужденной самоизоляции закончился просмотром фильма “Благодать” (“Good favour”), снятого ирландским режиссером Rebecca Daly. Хотя это кинопроизведение, скорее, ставит вопросы, нежели на них отвечает, фильм, на мой взгляд, достоин внимания. В центре сюжета – забредший в уединенную религиозную общину осиротевший подросток по имени Том. Мальчик был принят в это “герметичное” сообщество, день за днем выполняя религиозные ритуалы и следуя строгим правилам распорядка. Со временем дети деревни, а затем и ее старейшины, начинают видеть в Томе мессианскую фигуру и верить в то, что он одарен святыми силами. Последние сомнения в исключительности Тома исчезли у членов секты после  демонстрации им язв на теле и руках, имитирующих религиозные стигмы. Кто он, этот человек с коротким именем, воплощение божественной силы, творящий чудеса, или обычный подросток из плоти и крови, умело манипулирующий религиозными фанатиками? Как выглядят религиозные стигмы и кто эти люди с “божьими знаками”? Такие вопросы я задал себе, закончив просмотр фильма.

У религиозных стигматиков кровоточащие повреждения появляются преимущественно в 5 точках, в местах ран, которые Иисус получил при распятии (кисти, стопы, область боковой поверхности ребер от удара копьем, нанесенным римским центурионом). Возможна и другая локализация – на коже спины (от давления креста) и коже лба (от тернового венка). Наряду с видимыми, могут быть и скрытые стигматы в виде сильной боли в вышеуказанных местах, в т.ч. изолированно, без изменений на коже.

К настоящему времени известно около 400 случаев проявлений религиозных стигматов. Самым первым и самым известным стигматиком был Святой Франциск Ассизский. Стигматы, полученные им во время экстатического видения в 1224 году, были немедленно приняты Папой, несмотря на сопротивление духовенства, которое обвинило святого в ереси. Среди наиболее известных стигматизированных XIX века выделяется Луиза Латем, бельгийская девушка, которая истекала кровью каждую пятницу.

Стигматизация проявлялась на протяжении столетий в контексте католической Европы. В США подобные эпизоды до распространения католицизма были неслыханными. Лишь немногие люди со стигматами были беатифицированы или канонизированы, католическая церковь не допускает обязательной ассоциации стигмат со святостью, отвергая общепринятую веру в то, что стигматы являются сверхъестественным событием и даруются Богом в знак благочестия. Заявление Папы Римского Урбана VIII предписывает католическим писателям придавать этому явлению чисто человеческую природу.

Вопрос о религиозных стигматах всегда представлял особый интерес, учитывая  сложность толкования и обсуждения. В настоящее время эта тема  перешла из разряда средневековых тайн в плоскость психических и психосоматических расстройств. Чаще всего подобные явления отмечаются у молодых женщин с чертами психосоматической личности.

На самом деле, религиозную стигматизацию можно наблюдать не только в киношной жизни, читая исторические книги или уединившись с собратьями по вере на забытой богом территории. Подобные интересные случаи артифициальных поражений кожи встречаются и в рутинной дерматологической практике. В частности, в медицинской литературе было описано наблюдение за 42-летним аргентинским мужчиной с 5-месячной историей язв на ладонях. Мужчина объяснял их происхождение божьим благословением, а его партнерша рассказала, что эти повреждения он наносил себе сам обычным ножиком. Другой случай произошел с молодым человеком с Сицилии. У него стали появляться эрозии на тыле кистей, а на левой ладони из мелких пузырей стало складываться слово “pax” (мир). В его доме изображение Мадонны стало источать слезы, а картина Иисуса – и слезы, и кровь. У себя в гараже он устроил молельный дом, люди понесли в “святое” место дары. Ситуация была разрешена вмешательством полиции. Еще один медицинский случай касался чернокожей 10-летней девочки, прихожанки баптистской церкви, со стигматами, возникшими за 3 недели до пасхи. При психиатрическом обследовании у нее были выявлены слуховые галлюцинации на религиозные темы и безразличие к кровотечениям.

Следует помнить и еще об одном важном аспекте. Религиозные стигматики могут наносить себе самоповреждения осознанно, в незаконных и коммерческих целях.

Нет, все-таки для самоизоляции стоит подбирать более легкий репертуар. Чтобы не возникало лишних вопросов.

4.333335
Средний рейтинг: 4.3 (21 votes)