О SKINTED

ИллюстрацичТема грамотного взаимодействия и совместного решения проблем пациента группой специалистов различных специальностей сложна и актуальна. К сожалению, избавление больного от одного недуга может привести к развитию другого заболевания, вызвать у пациента новые страдания и явиться поводом для его обращения к врачу другого профиля.

Сегодня я хотел бы  сказать несколько слов об автономном денервационном дерматите -- SKINTED. Этот термин был предложен в 2009 году Verma и Mody (doi.org/10.1111/j.1365-2230.2009.03522.x).

Семь английских букв аббревиатуры расшифровать не совсем просто. Это первые литеры отдельных слов из заграничных словосочетаний -- surgery of the knee, injury to the infrapatellar branch of the saphenous nerve, traumatic eczematous dermatitis.

Дерматит SKINTED развивается на коже вокруг хирургического рубца на месте операции по замене коленного сустава.

Характерной особенностью SKINTED является время его дебюта – через несколько месяцев после хирургического вмешательства. Заболевание следует отличать от посттравматической экземы, которая обычно развивается через 2-4 недели после операции.

Клинически патологический процесс представлен очагами ксероза, лихенизации, зудящими эритематозными и папулезными элементами. Гистологически – это  подострый спонгиозный дерматит. Лечение включает назначение топических стероидов средней потенции и эмолентов.

Полагают, что причиной автономного денервационного дерматита является повреждение  в ходе операции по замене коленного сустава поднадколенниковой  ветви подкожного нерва ноги (nervus saphenus).

Травма нерва приводит к повышению уровня трансэпидермальной потери влаги с развитием ксероза кожи, а также к нарушению “поведения” кератиноцитов, которые в обычных  условиях  поддерживают целостность эпидермального барьера при участии секретируемых нервами нейропептидов, в т.ч. субстанции Р и ацетилхолина (doi.org/10.1111/ijd.14572).

Некоторые авторы рассматривают развитие SKINTED как следствие локального посттравматического нарушения иммунного контроля и опираются на  концепт “иммунокомпрометированного района”. С одной стороны, оперативное вмешательство может приводить к нарушению лимфатического дренажа и нормального трафика иммунокомпетентных клеток.

С другой стороны, травма чувствительных нервных волокон, секретирующих иммунные пептиды, рассматривается учеными как причина локального нарушения нейроиммунного баланса (doi.org/10.1111/ijd.14621).

Проблема SKINTED является мультидисциплинарной и требует совместного обсуждения дерматологами и травматологами-ортопедами. Благодаря этому взаимодействию,  мы можем прогнозировать и предотвращать развитие нежелательных явлений при лечении наших пациентов.

Средний рейтинг: 4.6 (16 votes)