Вход в систему

О мифах

ИллюстрацияПожалуй, нет другого такого органа (возможно, за исключением глаз и крови) как кожа, с которым связано так много мифов и метафор.

В своей повседневной жизни мы говорим “чувствовать кожей”, “толстокожий”, “кожа и кости”, “гусиная кожа” и т.д. Все эти метафоры отражают экзистенциальные проблемы человека, такие как безразличие, гнев, болезнь, опасность.

Что касается мифов, самыми трагичными, на мой взгляд, являются истории о лишившихся кожи Марсии и Святом Варфоломее.

Пастух Марсий овладел виртуозной игрой на флейте. Достигнув совершенства, он осмелился вызвать на состязание лучезарного бога  Аполлона.

Судившие поединок Музы, оценив по достоинству талант пастуха, отдали предпочтение богу Солнца. Победу Аполлону принесла вторая часть его выступления с игрой на кифаре в сопровождении вокала.

За дерзость организации соревнования с богом темпераментный Апполон  подвесил Марсия на сосне и содрал с него кожу. Потом эту кожу показывали в Келенах, и она начинала двигаться под фригийские напевы.

Горные нимфы, узнавшие о страшной смерти своего любимца, зарыдали и пролили такие потоки слез, что они превратились в реку, названную в честь Марсия. У ее истоков растет тростник, из которого получаются неплохие флейты.

Схожая участь постигла одного из двенадцати апостолов -- учеников Иисуса Христа -- Святого Варфоломея. После вознесения своего учителя Варфоломей проповедовал Евангелие в Армении, Индии, Арабии и Эфиопии, оздоравливал больных и бесноватых.

Удалось исцелить апостолу и дочь армянского царя Полимия, после чего царь, его дочь и весь двор приняли крещение и стали истинными христианами. Тем временем, языческие жрецы, не приемлющие деятельность Варфоломея, обратились за  помощью к брату Полимия Астиагу, который по-прежнему находился во власти языческих заблуждений.

По приказу последнего проповедник был схвачен и распят вниз головой. Так как распятый Варфоломей продолжал славить Христа, с него была содрана кожа. Но и это не остановило апостола в прославлении своего учителя. Проповедника обезглавили. Верующие, получившие останки Варфоломея, погребли его, положив голову, кожу и тело в оловянный ковчег.

Эти мифы – метафоры жестокости -- бросали вызов художникам и скульпторам разных стран и времен. Самыми известными из принявших его были Тициан и Микеланджело. Одна из наиболее почитаемых и обсуждаемых картин Тициана называется “Наказание Марсия”.

Другой шедевр -- фреска Микеланджело “Страшный суд” на алтаре Сикстинской капеллы в Ватикане с автопортретом автора в образе Святого Варфоломея, держащего в руках содранную кожу.

Искусствоведы полагают, что эти картины отражают идею освобождения духа от тела и обретения более высокого понимания и ясности.

Что же, со знатоками культуры не поспоришь. Все-таки мир мифов и метафор далек от современной дерматологии.

4.57143
Средний рейтинг: 4.6 (7 votes)