О хронотерапии

Главные часы в организме человека находятся в супрахизматическом ядре головного мозга. Их работа определяется циклической сменой дня и ночи, они запускают и контролируют периферические часы, расположенные в различных органах и тканях, в т.ч. в коже.

Сбой в циркадном контроле может приводить к изменениям клеточного цикла, нарушениям процессов пролиферации, апоптоза и воспаления в коже.

Назначение лекарственных препаратов в зависимости от циркадной фазы помогает повысить эффективность терапии, минимизировать токсическое влияние и побочные эффекты за счет своевременной адресной доставки лекарств к цели.

Полагают, что псориаз является циркадно-ритмическим заболеванием с обострением симптоматики в виде зуда в вечернее/ночное время (doi.org/10.1111/exd.14649).

Наши коллеги из Франции Nguyen S et al. провели проспективное рандомизированное исследование, в ходе которого 46 пациентов с псориазом были разделены на две группы. Больные группы А наносили топический стероид между 5 и 6 часами вечера, а группы В – между 8 и 9 часами утра.

Авторы зафиксировали лучшую терапевтическую отдачу у получавших вечернее лечение, объяснив это ростом воспалительной активности ночью, когда транскрипция большинства генов, участвующих в пролиферации кератиноцитов и высвобождении провоспалительных факторов, находится на пиковом уровне.

Следует отметить, что эта циркадная эффективность становится менее отчетливой после 5 дней лечения из-за достаточного насыщения кожи ГКС. Вместе с этим, при проактивной терапии разумно предпочесть для нанесения топического стероида именно вечерние часы (doi.org/10.1111/jdv.14027).

По данным наблюдений на мышах Yoshioka  и др. сделали вывод о том, что топический аналог витамина Д максакальцитол успешнее работает в середине активного периода суток, когда экспрессия рецепторов  витамина Д в коже (VDR) становится наибольшей (doi.org/10.1080/07420528.2018.1474890).

Еще один научный труд с участием мышей в качестве лабораторных животных свидетельствует о максимальной репликации и сниженной репарации ДНК в клетках кожи этих грызунов по утрам. С учетом того, что мыши ведут ночной образ жизни, а люди в основном бодрствуют днем, было высказано предположение о нарастающей репарационной активности генетического аппарата клеток кожи человека в утренние часы.

Следовательно, для уменьшения риска канцерогенеза фототерапию нужно планировать на первую половину дня ( doi.org/10.1073/pnas.1115249108).

О пользе хронотерапии ревматоидного артрита метотрексатом сообщают японские ученые. Лечение препаратом, вводимым в вечернее время, оказывается более эффективным, так как синхронизируется по времени с началом подъема уровня фактора некроза опухоли альфа (doi.org/10.3109/0740528.2011.553017).

Подходы к лечению, с учетом суточных флуктуаций показателей интерлейкинов 17, 23 и др., требуют в настоящее время дальнейшего изучения.

Пусть хронотерапия наших пациентов будет успешной, а вашим личным циркадным ритмам ничто/никто не вредит.

Средний рейтинг: 4.6 (19 votes)