Вход в систему

О Бразилии

ИллюстрацияМой великий земляк Иммануил Кант никогда не покидал пределов Восточной Пруссии, но он с точностью описывал места, в которых никогда не был. Например, итальянские города.

Без сомнения, Кант был человеком, имевшим совершенно потрясающее воображение, которое основано на каком-то рациональном начале.

Попав под влияние идей выдающегося философа, я решил начать тренировать свое воображение. Мой выбор пал на некий город Салвадор в бразильской провинции Байя. Я представил себе небольших размеров населенный пункт в окружении тропических лесов.

Разноцветные домики с вкраплениями азулежу, уютные небольшие площади и церкви в стиле барокко. Этакий португальский Гимарайнш, но с легкой печатью упадка в виде потрескавшихся фасадов, местами отвалившейся плитки, зеленой травы в нечищеных водостоках и разрушенных термитами улиц городских окраин.

Конечно, я выбрал Салвадор для упражнений с воображением неслучайно. Это знаковый не только для бразильской, но и, на мой взгляд, для мировой медицины/дерматологии город.

В 1860 году группой врачей здесь была образована общественная организация “Escola Tropicalista Baiana”, члены которой известны важными открытиями в области тропической медицины.

Тропикалисты начинали как аутсайдерское движение, критикующее устаревшее обучение в медицинских школах страны и недостаток оригинальных научных исследований по характерным для Бразилии заболеваниям. Со временем их деятельность стала одним из самых ярких инновационных явлений в медицине 19 века в Латинской Америке.

Три основателя школы были иностранцами. Это немец Otto Wucherer. В 1866 году, работая в Бразилии, он первым назвал нематоду Wucheria bancrofti  в качестве причины развития лимфатического филяриоза. Вторым был шотландец John L. Paterson, изучавший здесь желтую лихорадку и холеру и пропагандировавший методы антисептики от английского хирурга Lister’а.

Третий основатель, португалец Silva Lima, известен приоритетом в описании ainhum (спонтанного дактилолизиса), характеризующегося появлением кольцевидных перетяжек с последующей безболезненной ампутацией пальцев. Слово “ainhum” на языке бразильского племени Nagos означает трещину. Причина заболевания до настоящего времени не ясна, предполагается роль травмы и генетических факторов.

Деятельность движения сводилась к следующему. В госпитале на городской окраине тропикалисты представляли и вели обсуждение с врачами и заинтересованными студентами различных клинических случаев, инструктировали по вопросам пользования микроскопом и проведению аутопсий.

Это было место по ознакомлению и внедрению в практику уже известных в Европе и Северной Америке, но новых для Бразилии, методов лечения. Активно дискутировались вопросы паразитологии, лепры, туберкулеза, различных тропических болезней.

Другим важным аспектом работы Escola было издание медицинского журнала “Gazeta Medica da Bahia”, представлявшего научно-обоснованный современный взгляд по многим актуальным вопросам тропической медицины. Издание активно выступало в поддержку альянса врачей и фармацевтов, находящегося в противостоянии с кланом шаманов и знахарей.

Журнал был своеобразным форумом для бразильских врачей, где они могли поделиться своими наблюдениями и исследованиями.

За свою деятельность тропикалисты не получали официальной поддержки со стороны медицинских институтов и государственной финансовой помощи.

В 1880-годах они выступили с политическими лозунгами против рабства и за свержение монархии в Бразилии.

Вот такой интересный европейский компонент в истории развития медицины в Бразилии. Мне кажется, помощь и обмен знаниями лучше вражды, высокомерия и стремления идти по своему уникальному пути.

Напоследок я открыл википедию. Салвадор, столица бразильской провинции Байя -- огромный современный город с небоскребами и широкими песчаными пляжами. Может, на его окраинах и свирепствуют термиты, но до Канта, судя по всему, мне очень далеко.

4.357145
Средний рейтинг: 4.4 (14 votes)