Вход в систему

Марракеш

ИллюстрацияВ красном городе Марракеше много чудес, но удивительнее всех – сад Мажореля. Самый красивый сад из тех, что я видел. Райское место.

Художник Жак Мажорель основал его в 1923 году, сад был мечтой всей его жизни. Жак привез сюда растения со всего мира. Позже он попросил архитектора Пола Синуара построить ему студию и дом. Вилла в стиле арт-деко была выкрашена в кобальтовый синий, что окончательно придало этому пространству волшебный вид.

После смерти Мажореля сад пришел в упадок.

Этому уникальному месту повезло во второй раз, когда в 1980 году Jardin Majorelle был куплен Ив Сен-Лораном  и его другом Пьером Берже. Они многое сделали для возрождения сада: установили систему орошения, для сохранения воды вместо травы уложили гравий, купили кактусы и суккуленты.

Новые владельцы удвоили число растений в саду. Сейчас их 300 видов, представители флоры пяти континентов.  Много кактусов и бугенвиллий. Независимо от сезона, они всегда радуют глаз.

В 2002 году, отойдя от дел, Ив Сен-Лоран окончательно поселился в Марракеше. После смерти великого французского модельера его прах был развеян в розарии сада Мажореля.

Выйдя за ворота сада, я вновь оказываюсь на земле со скудной растительностью и холодным пыльным ветром. Люди в длинных плащах с капюшонами, запряженные ослами повозки, торговля мандаринами, суета. Все-таки устоял марокканский колорит под натиском французских колониалистов.

На самом деле, французы действовали в захваченном, но не порабощенном Марокко активно и изощренно. Они применяли свою расовую теорию, которая основывалась не на биологии или антропологии. Была сделана ставка на особенности психологии и религиозную принадлежность. Одним из элементов этой политики стал “арабский сифилис”.

В начале прошлого века от 70 до 80% марроканцев были заражены сифилисом. Новые французские власти, подрывая сложившиеся в Марокко общественные и религиозные устои, навязывали мысль о том, что к развитию сифилиса приводит религия, а именно деспотизм, поощрение промискуитета, “подавление исламом нервной системы”.

На стыке колониальной социологии и медицины было выстроено научное обоснование биополитики, проводимой Французской империей. На страницах французских колониальных журналов  врачи демонстрировали, как традиционная религия арабов "убивает в утробе", а выжившие младенцы навсегда искалечены врожденным сифилисом. Утверждалось, что только французская наука сможет излечить марокканское сообщество.

Политика политикой, но проводимая французскими властями колониальная противосифилитическая кампания привела в середине 20 века к полной ликвидации “арабского сифилиса”.  Знаковыми событиями стали запрет проституции, программа по защите материнства и детства, открытие противосифилитической клиники в Фесе.

Из непростых будней Марракеша  я мысленно возвращаюсь в его сказку. Совсем недавно узнал, что рядом с садом Мажореля открылся музей Ив Сен-Лорана. Есть повод снова побывать в этом красном городе?

4.82353
Средний рейтинг: 4.8 (17 votes)