Вход в систему

Ипр

ИллюстрацияЭта поездка в Ипр была пронзительной. Этот красивый провинциальный фламандский город стоит в кольце воинских кладбищ и мемориалов жертвам Первой мировой войны. В 1914-1918 годах здесь полегло около миллиона человек. Самые мощные сражения Первой мировой полностью разрушили старинный Ипр. Уинстон Черчилль предлагал сохранить городские руины как памятник жертвам этих трагических событий.

В центре «города красных маков» в тени беффруа находится прекрасный интерактивный музей «На полях Фландрии». Получив при входе браслет-чип и пройдя самостоятельно регистрацию, посетители получают возможность не только побывать в этом удивительном инновационном пространстве, но и заняться исследованием личной семейной истории, выяснить, кто и где воевал в годы Первой мировой войны, был ли ранен или погиб.

В 1915-м немцы впервые выпустили здесь зеленое облако хлора. Чуть позже, в 17-м, примененный ими газ был практически бесцветен и имел легкий горчичный запах. Его назвали ипритом.

Горчичный газ поражал кожу и слизистые. Действие отравляющего вещества начиналось не сразу, а спустя несколько часов, поэтому большинство из подвергшихся газовой атаке не принимали никаких срочных мер по своему спасению. Кроме того, человек достаточно быстро переставал воспринимать горчичный запах, и возникало ложное ощущение, что газ рассеялся. Коварство и новизна иприта заключались и в относительной неэффективности уже введенных  в практику средств защиты в виде противогазов/респираторов.

Иприт вызывал ожоги как открытых, так и закрытых обычной одеждой кожных покровов. Сначала это было покраснение кожи, приобретающее со временем синюшный, а затем, в исходе, бурый оттенок. При тяжелой степени поражения по краям участка эритемы появлялись пузыри, наполненные желтым прозрачным содержимым, с тенденцией к слиянию, с последующим вскрытием и образованием эрозий/язв. Основная опасность таилась в присоединении вторичной инфекции. Одна из медсестер, Вера Бриттейн, так описывала состояние своих подопечных: «большие пузыри горчичного цвета, слепые глаза, все липкие и слипшиеся… всегда борющиеся за дыхание, говорящие шепотом, с ощущением, что их горло сжимается, и осознанием, что они задохнутся».

Процесс на коже длился долго и заканчивался рубцеванием. Химические ожоги глаз могли привести к слепоте, поражение верхних дыхательных путей – к потере голоса. При отравлении ипритом мгновенный фатальный исход был редким. Полученные при ипритовых атаках поражения кожи, глаз, органов дыхания были причиной боли и длительных страданий  тех, кто подвергся его воздействию. Горчичный газ помогал сеять панику в рядах противника.

Не так давно, спустя столетие после тех роковых событий, в Израильском институте биологических исследований синтезировали новое средство для наружного применения «Dermostyx». Оно предназначается для защиты кожи от перкутанных химических агентов, в том числе от иприта. Композиция представляет собой гидрофильный раствор, состоящий из сульфата магния и глицерина. Барьерные свойства «Dermostyx» проявляются сразу после его нанесения и сохраняются более 12 часов.

Начиная с 1928 года, каждый вечер в Ипре заканчивается одинаково. В 20 часов у Мененских ворот – мемориального памятника по погибшим в Первую мировую войну, на стенах которого выбиты имена нескольких десятков тысяч павших в этих местах – горнисты трубят печальный сигнал отбоя.

4.357145
Средний рейтинг: 4.4 (14 votes)