Вход в систему

Берлин

ИллюстрацияЯ представляю себя пассажиром великолепного дирижабля “Гинденбург”, медленно проплывающего над берлинским Рейхспортфельдом. Наш воздушный корабль тянет за собой гигантский олимпийский флаг с пятью кольцами. 1 августа 1936-го. Погода сегодня  неважная, вот-вот закапает дождь, но это не мешает грандиозному действу, происходящему на битком набитом Олимпийском стадионе.

Стадион с высоты еще больше похож на Колизей. Только без всяких тонкостей и изгибов римских конструкций. Чувствуется грубая сила холодного, серого геометрического господства. К западу от  стадиона раскинулось поле Майфельд. Здесь все готово для конных состязаний. К середине августа они завершатся, и будет дан старт митингам нацистской партии. Чуть дальше, на краю поля, возвышается колокольня Глокентурм. В ее башне установлен отлитый в Бохуме олимпийский колокол. На него, среди прочей символики, нанесена свастика и надпись “Я зову молодежь мира”. Говорят, он хорошо звучит. Впрочем, отсюда, с небес, его не услышать.

На стадионе, кажется, все идет по плану. Сейчас здесь шествуют спортсмены разных стран, отдавая салют Гитлеру (или олимпийский салют?). По сценарию скоро выступит сам фюрер, прозвучит написанный Вагнером Олимпийский гимн, и вспыхнет Олимпийский огонь. Его впервые в современной олимпийской истории доставили из греческой Олимпии.

Впрочем, с борта “Гинденбурга” не увидеть всего того, что на самом деле происходило в Берлине и по всей стране с приходом национал-социалистов к власти.  Эти перемены коснулись и немецкой медицины в целом, и дерматологии в частности.

Проводимая новой властью политика Гляйхшальтунг, привела к вытеснению евреев и марксистов с руководящих постов. В период с 1933 по 1936 год за инакомыслие были сняты с должностей 15 из 23 руководителей клиник кожных болезней. 12 новых назначенцев были членами NSDAP.

Врачи-евреи перестали допускаться к работе.

Жертвами концентрационных лагерей стали известные немецкие дерматологи Карл Герксгеймер и Авраам Бушке.

Подверглось трансформации Немецкое дерматологическое общество (DDG). Йозеф Ядассон и Феликс Пинкус ушли в отставку, им на смену пришли ставленники NSDAP Карл Цилер и Бодо Спитхофф. В 1939 году после аннексии Австрии прошла первая Большая конференция DDG в Бреслау под председательством Цилера и Готтрона.

Евреи были исключены из состава редакций дерматологических журналов.

Качество научных исследований в эти годы непрерывно снижалось. Три признанных центра германской дерматологии в Гамбурге, Берлине и Бреслау пришли в упадок. Новая немецкая медицина делала ставку на сочетание традиционных методик с натуропатией (диетические рекомендации, кровопускания, гирудотерапия).

Известны имена дерматологов, которые напрямую или косвенно принимали участие в опытах над человеком. Это было связано с экспериментами по изучению сульфаниламидов.

Среди немногих сопротивлявшихся режиму национал-социализма дерматологов называют Лео Риттера фон Цумбуша из Мюнхена и Отто Шляйна из Магдебурга.

Находясь на борту красавца-дирижабля, я вновь гляжу в иллюминатор. Да, с высоты птичьего полета мир кажется совсем другим.

4.5
Средний рейтинг: 4.5 (16 votes)