Вход в систему

Двигательная активность у детей

 

Значение двигательной активности у детей школьного возраста с буллёзным эпидермолизом

 
 
Симптомы буллёзного эпидермолиза у разных больных могут сильно отличаться. Кожа очень «хрупкая», и пузыри легко возникают при механическом воздействии (трении). Слои кожи раздвигаются, и это образовавшееся пространство заполняется жидкостью. Тяжесть состояния зависит от типа буллёзного эпидермолиза, которым страдает ребёнок, а соответственно от глубины (от уровня) расположения пузырей. Проявление болезни индивидуально для каждого ребёнка.
 
В результате появления пузырей могут возникать значительные по площади, кровоточащие области или глубокие трещины. Чем глубже пузыри, тем бо?льшую боль и трудности при движении испытывают дети. При повреждении кожи ребёнок оказывается в сфере риска по следующим проблемам:
  1. Страх боли при движениях в суставах/конечностях.
  2. Трудности при ходьбе – определенные типы буллёзного эпидермолиза являются причиной интенсивной боли в области ступней.
  3. Затруднения при движении, вызванные повязками, которые часто ограничивают подвижность.
  4. Длительные периоды неподвижности (иммобилизации).
  5. Уменьшение количества движений в суставах из-за мышечной скованности.
  6. Формирование деформаций суставов, когда сустав фиксирован в определённом положении.
Если у ребёнка есть особенно болезненное место, он будет ограничивать движение в данной области. Через некоторое время, если ребёнок не будет совершать движения в полном объёме в данной области, мышцы станут напряжёнными и плотными. Такое состояние называется контрактурой. Если дети не смогут совершать движения в суставах в полном объёме, мышцы не будут прорабатываться должным образом и могут ослабнуть.
Если мышцы слабые, ребёнок не сможет ходить так много, как обычно (на такие расстояния, как обычно), и функция движения может быть нарушена.
При нарушении функции движения ребёнок становится менее активным. Из-за бездействия мышцы становятся ещё более плотными и напряжёнными, формируется порочный круг.
Очевидно, подобный порочный круг может оказывать сильное воздействие на ребёнка и значительно влиять на его независимость. Это часто становится большой проблемой в школе.
Лечебная физкультура занимается поддержанием функций движения, способствуя как можно большей активности, и, таким образом, пытаясь предотвратить возникновение подобных проблем.
Сложности возникают из-за значительной «хрупкости» кожи. Эти трудности могут быть преодолены, если будет осуществляться необходимый уход, а терапия проводится в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Очень важно, чтобы человек, осуществляющий уход за ребенком, был способен распознать признаки ухудшения функции и был готов помочь безопасному улучшению той или иной функции.
Это поможет ребёнку увеличить свои возможности и независимость.
Лечебная физкультура, как форма терапии, играет очень важную роль.
Цели терапии:
  • Сохранить и улучшить общую подвижность
  • Сохранить и улучшить подвижность в суставах
  • Сохранить и увеличить мышечную силу
  • Способствовать двигательной активности и развитию моторики
  • Дать совет о наложении лонгеты и необходимом оборудовании
Цели могут быть достигнуты за счет:
1.  Специальных комплексов упражнений с ориентацией на основные, зна?чимые суставы.
2.  Активного и пассивного растяжения. Это позволит поддерживать нужную длину мышц. Пассивная растяжка (производимая при помощи помощника) должна проводиться с большой осторожностью. Активная растяжка производится самим ребёнком.
3.  Упражнений в положении лёжа. Необходимо лежать на животе для растяжения мышц бедра. Это очень важно для того, чтобы ребёнок ходил прямо.
4.  Упражнений для ротовой полости и языка. Мышцы уплотняются за счёт образования пузырей. Поддержать их подвижность настолько, насколько возможно, поможет речь и приём пищи.
5.  Гидротерапии. Плавание – это отличный способ поддерживать двигательную активность, так как ребенок может более свободно двигаться, при этом вода поддерживает его конечности.
6.  Применения лонгет (шин). Мы часто используем лонгеты ночью и иногда в течение дня, это способствует растяжению связок и мышц.
7.  Развивающей терапии. Для детей более раннего возраста и младенцев мы стремимся обеспечить все полноценные этапы развития. Развитие может замедлиться из-за страха боли при движении, ограничения движений в повязках и тепличных условий, создаваемых людьми, осуществляющими уход. Мы позволяем попробовать все возможные положения и предлагаем программы лечения, поддерживающие разные аспекты развития.
8.  Использования оборудования. Использование опор для стояния (standing frame - вертикализатор) и прочего оборудования способствует улучшению растяжения и укреплению суставов и мышц. Для уязвимых мест (излюбленных мест образования пузырей) могут потребоваться мягкие подкладки, тогда опоры становятся вполне безопасными. Трёхколесные велосипеды могут быть использованы у детей с тяжёлым течением заболевания, давая им некоторую степень независимости.
 
 
Чем больше у ребёнка возможностей двигаться, тем лучше. В школе есть для этого все условия. Иногда занятия физкультурой с одноклассниками могут быть опасными, поэтому во время занятия можно присоединиться к своим сверстникам для выполнения отдельных упражнений, а в другое время выполнять специальные упражнения.
 
Ежедневное совершение полного объёма движений позволит выявить проблемные места. При любом намёке на ограничение подвижности сустава активные упражнения будут способствовать растяжению определённых мышц в пределах болевого порога ребёнка.
 
 
У детей с наиболее тяжёлыми формами заболевания будет свой инструктор, который сможет помочь с подбором определённого комплекса упражнений. Насчёт гидротерапии (плавания) рекомендуется проконсультироваться со своим врачом.
 
Из-за характера течения буллёзного эпидермолиза возможны дни, когда боль будет достигать такого предела, при котором никакая активность невозможна. Но пристально наблюдая за такими детьми, мы сможем помочь им значительно расширить двигательную активность в периоды, когда боль отступает.
 
Старший физиотерапевт GOSH (Great Ormond Street Hospital), Великобритания Michelle Wood (перевод Альбановой В.И и Гольченко В.А.)


 
Прилагаю к этому материалу упражнения для кистей рук, необходимые как для профилактики развития контрактур, так и преодоления небольших затруднений в разгибании пальцев.
Комплекс упражнений для рук
Перед проведением гимнастики теплая ванночка с добавлением отваров трав (ромашка, шалфей) на 10 минут, затем смазывание кистей жирным кремом или растительным маслом (оливковое, персиковое, облепиховое предпочтительно).
  1. Сгибание или разгибание пальцев на полированной поверхности (руки лежат пальцами вниз, пальцы скользят, разгибаясь, стараемся полностью положить расправленную ладошку на стол, помогаем лёгким нажатием сверху каждому пальцу) – 6-8 раз
  2. Отведение и приведение (разводим пальцы веером) – 6-8 раз
  3. Работа кисти с поролоновой губкой.
  4. Круговые вращения кистей рук в одну и в другую сторону (пальцы разогнуты и слегка разведены) – 5-6 раз
  5. Приставляем каждый палец к большому с напряжением и разгибанием (стараемся полностью разогнуть каждый палец) – 5-6 раз
  6. Круговые движения (вращения) каждого пальца в одну и в другую сторону (можно помочь, удерживая палец за кончик) – 3-4 раза
  7. Потряхивание кистей рук (можно делать после каждого упражнения)
  8. Кладём руки на стол и поворачиваем кисти внутрь и наружу, не сгибая пальцев.
  9. Ставим руки на локти, ладони вместе, пальцы соединить, развести с напряжением в стороны и соединить.
  10. Собираем все пальцы вместе в щепотку и разводим, расслабляя кисть – 5-6 раз
  11. Перебираем пальцами по столу, продвигая руки вперед (побежали!)
  12. Собираем и разбираем пирамиду, строительный конструктор и т.д.
  13. Расслабляем кисти рук
После окончания комплекса попробуем повторить его еще раз, пока руки не устанут – 10-15 мин. В послеоперационном периоде после гимнастики нужно сразу же пальцы фиксировать в лонгету.
 
Проф. Альбанова В.И.