Вход в систему

Фотосъемка клинических случаев. IV. Освещение объекта съемки при использовании зеркального фотоаппарата.

В предыдущих сообщения мы описали, как выбрать фотоаппарат и объектив для фотосъемки клинических случаев [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. I. Сравнение фотоаппаратов и объективов." Дерматология в России. 2012;(1):1. [/fn]  и как устанавливать подходящие настройки при использовании цифрового компактного фотоаппарата  [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. II. Выбор способа освещения при съемке компактным фотоаппаратом." Дерматология в России. 2012;(2):1.[/fn], [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. III. Правильное экспонирование при использовании компактного фотоаппарата." Дерматология в России. 2012;(3):1.[/fn]. В этом сообщении будет проведено сравнение фотосъемки зеркальным фотоаппаратом с различными видами вспышек (кольцевая внешняя вспышка, внешняя вспышка с отражателями и рассеивателями).

Возможно, это будет полезно тем, кто думает, стоит ли приобретать для фотосъемки клинических случаев стандартную внешнюю вспышку или кольцевую. Зеркальные фотоаппараты, как правило, имеют достаточное количество настроек для корректной работы вспышки, поэтому сам процесс, вероятно, описывать нет необходимости.

Естественное освещение

Преимущества естественного освещения  при съемке зеркальным фотоаппаратом

1. Возможность снимать в авторежиме (в отличие от фотосъемки с  некоторыми видами насадок на вспышки, при которых возможна только съемка в ручном режиме или с поправками экспозиции)

2. Легкость фотоаппарата (внешние вспышки с насадками добавляют вес фотоаппарату)

3. Экономия, не нужно покупать источники освещения

Недостатки

1. При слабом освещение ухудшение качества изображения из-за малой глубины резкости (так как не удается закрывать диафрагму настолько же как и при съемке со вспышкой) или появления шумов (если приходится снимать при высоких ISO)

2. Зависимость от погоды.

Ниже приведены примеры различных видов съемки с ипсользованием вспышек и насадок на вспышки.

На рисунке 1, 2 съемка с отражателем, расположенным сверху от фотоаппарата, передан объем, но имеются заметные тени.

Рис 3,4 – съемка с внешней вспышкой и  “софтбоксом” для вспышки, нет резкой тени “от носа”, но на шее видна тень .

Рис 5- съемка с внешней вспышкой и кольцевой насадкой на вспышку, тени на лице и шее менее заметны.

Рис 6, 7 сравнение фотосъемки с разными насадками на вспышки  и отражателем,

а- внешняя вспышка + отражатель,

б- внешняя вспышка + рассеиватель/отражатель “софтбокс” для вспышки,

в- внешняя вспышка + кольцевая насадка на вспышку.

Таким образом, учитывая то, что при съемке клинических случаев не всегда удается проводить съемку в помещении с ярким естественным освещением,  преимущества вспышки очевидны. Мы считаем, что для данного вида съемки (зеркальным фотоаппаратом)  лучше использовать съемку со вспышкой, чем настольные лампы и др. средства. Основной недостаток источников с постоянным светом высокой мощности в том, что они быстро нагреваются, а источники малой мощности не всегда позволяют установить нужную "диафрагму".

Если есть необходимость независимого перемещения фотоаппарата относительно источника света, например, если Вы хотите продемонстрировать объем элементов и использовать источник света, расположенный сбоку, можно использовать отражатели, а также различные способы синхронизации внешней вспышки с фотоаппаратом. 

Наиболее значимое преимущество  съемки со вспышкой в том, что вспышка дает возможность получить достаточное количество света и нет необходимости  "открывать" диафрагму для достижения оптимальной экспозиции, свет от вспышки позволяет равномерно осветить весь очаг и при этом достаточно закрыть диафрагму для увеличения глубины резкости изображаемого пространства, следовательно, можно устанавливать диафрагму в зависимости от задач съемки и таким образом регулировать глубину резкости, т.е. можно сначала установить нужную диафрагму и затем обеспечить экспозицию другими настройками, в т.ч. настрйокой ISO и мощности вспышки. 

Ниже приведены примеры различных видов съемки с ипсользованием вспышек и насадок на вспышки.

О безопасности применения вспышек.

Мы пытались найти данные, подтверждающие то, что применение определенных видов фотовспышек безопасно для различных групп пациентов, в том числе у пациентов с фотосенсебилизацией, фотозависимыми дерматозами. Вероятно, необходимо уточнять у производителя длину волны генерируемого излучение, а также, какая часть этих лучей проходит через стекло и другие элементы ламп, вспышек. Определенные виды вспышек, возможно,  могут иметь и ультрафиолетовое излучение в своем составе. Длина импульса вспышек фотоаппарата обычно бывает мала, тысячные секунды. Можно предположить, что поэтому вспышки фотоаппаратов могут не оказывать значимого влияния на кожу пациентов. Так как детальных исследований на эту тему нам не встретилось, мы считаем, что до тех пор, пока не появится достаточных данных о безопасности вспышек, в группах пациентов с повышеной чувствительность к различным видам излучений, в том числе к ультрафиолетовому, нужно применять дополнительные меры предостороженности, возможно, не применять определенные виды вспышек.  Возможно, также стоит учитывать влияние излучения вспышки на сетчатку у пациентов с фотосенсебилизацией и пациентов, принимающих фотосенсебилизаторы с лечебной целью, нежелательно использовать фотовспышки высокой мощности при фотосъемке клинических случаев. Если у Вас есть данные, подтверждающие безопасность вспышек для фотосъемки клинических случаев, просим сообщить об этом, используя наши контактные данные.  

Рекомендуемая литература:

[fn]Питижан Б. "Введение в технику фотографирования в полости рта." ДентАрт.. 1999;(2):8.[/fn], [fn]Розов Г. Как снимать (искусство фотографии). Москва: Астрель; 2006.[/fn], [fn]<bib>node/12185</bib>[/fn], [fn]Ashique K, Kaliyadan F. Clinical photography for trichology practice: tips and tricks. Int J Trichology. 2011 Jan;3(1):7-13.[/fn], [fn]Brown S. Digital imaging in clinical photography, part 2. J Audiov Media Med 1994;17:105-10.[/fn],  [fn]Nayler J, Geddes N, Gomez-Castro C. Managing digital clinical photographs. J Audiov Media Med 2001;24:166-71. [/fn], [fn]Nayler JR. Clinical photography: a guide for the clinician. J Postgrad Med. 2003 Jul-Sep;49(3):256-62. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14597792[/fn], [fn]Pan ML. TTL auto flash - Part 1: Calibration and compensation for close-up photography. J Biol Photogr. 1992;60:131-4.[/fn], [fn]Shapter M. Manipulation of depth cues in photographs. J Audiov Media Med 1999;22:126-9.[/fn], [fn]Stack L, Storrow A, Patton D. Physician's Handbook of Clinical Photography: Hanley and Belfus; 2000.[/fn], [fn]Williams AR. Clinical and operating room photography. In: Vetter JP, editor. Biomedical Photography. Boston: Focal Press; 1992. pp. 258-9.[/fn] 

 

Щелкните по изображению, чтобы увеличить его или просмотреть слайд-шоу
4.727275
Средний рейтинг: 4.7 (11 votes)