Опыт комплексного лечения аногенитальных бородавок

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ АНОГЕНИТАЛЬНЫХ БОРОДАВОК

Лецкалюк Ю.Ф., Петрусенко Э.И., Бикмамбетова И.И.

Клиника мужского и женского здоровья, г. Оренбург

Возбудителем аногенитальных бородавок (АГБ) является вирус папилломы человека (ВПЧ) чаще всего 6 и 11-го типов. Хотя данные типы ВПЧ относят к низкому онкологическому риску, но в сочетании с другими инфекциями урогенитального тракта (генитальный герпес, трихомониаз, гонококковая, хламидийная инфекция) повышается риск развития онкологических заболеваний, особенно цервикального рака. Эффективность лечения ВПЧ определяется своевременным проведением диагностических мероприятий, назначением адекватного комплексного лечения, профилактикой рецидивов, динамическим наблюдением за пациентами.

С 2006 года по февраль 2009 года лечение по поводу АГБ в нашей клинике получили 43 пациента. Возраст больных, находившихся на лечении, от 18 до 47 лет. Среди обратившихся пациентов мужчин было 29 (67,4%), женщин — 14 (32,6%). Клинический диагноз подтверждался обнаружением ВПЧ 6 и 11-го типов. Для идентификации вируса применялся метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) с использованием прибора Mini-Opticon Real-time. Всем больным с АГБ проводилось удаление новообразований под местной инфильтрационной анестезией 2% раствором лидокаина с применением радиоволнового хирургического прибора «Ellman surgitron emc», США. Пациенты были разделены на две группы. В первую (основную) группу входили 24 человек, которым проведено только радиохирургическое иссечение АГБ. Во вторую (контрольную) группу вошли 19 человека, которым было проведено комплексное радиохирургическое лечение в сочетании с иммуномодулирующей терапией. В качестве иммуномодулятора применялся Изопринозин производства фирмы ТЕВА (Венгрия) — иммуностимулирующее средство, обладающее и противовирусным действием. Терапия проводилась по следующей схеме: 50 мг/кг/сут в 3 приема в течение 5 дней, далее с 3-кратным повторением указанного курса с интервалами в 1 мес. Радиохирургическое лечение проводилось после окончания первого курса лечения изопринозином.

Пациенты перед оперативным лечением были обследованы на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, генитальный герпес и урогенитальные инфекции, передающиеся половым путем.

У 29 пациентов (67,4%) были выявлены сопутствующие возбудители урогенитальных ИППП: в 11 случаях — Ch. trachomatis, в 9 — T. vaginalis, в 7 — U. urealiticum, в 3 — M. genitalium, в 3 — N. gonorrhoeae. У 4 больных были сочетанные ИППП. При выявлении урогенитальных ИППП проводилась специфическая антибактериальная терапия с последующим контрольным тестированием.

Следует отметить, что полная эпителизация в контрольной группе наступала через 11-17 дней, т.е. на 5-7 дней раньше, чем в основной группе. Последующее наблюдение за больными осуществлялось в течение 6 месяцев. У 9 (20,9%) пациентов основной группы в ближайшие сроки отмечены рецидивы заболевания, которых не было ни в одном случае в контрольной группе.

Таким образом, полученные нами данные позволяют считать, что удаление АГБ радиоволновым скальпелем «Ellman surgitron emc» в сочетании с изопринозином дает стойкий эффект, сокращает сроки лечения, предотвращает возникновение рецидивов. При выявлении АГБ пациенты обязательно должны обследоваться и на другие ИППП.