Вход в систему

Продолжаем обсуждать Постановление о платных медицинских услугах

 Обсуждаем ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 мая 2023 г. N 736 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ». Документ войдет в силу в сентябре 2023 г., а пока мы можем продолжить обсуждение некоторых его положений.

Какими должны быть платные медицинские услуги (ПМУ)? И может ли дерматолог, осуществляющий как платный, так и бесплатный приемы, быть разным и давать разные советы? На мой взгляд, нет. Если владеешь знаниями, то делишься ими независимо от того, сколько и где тебе платят.

Другое дело, что времени на платный прием дается больше, за это время можно лучше узнать пациента и совет дать более подробный. Что говорится об этом в Постановлении? Оказание ПМУ не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

Какие права есть у пациента при оформлении Договора? Прежде всего, пациент имеет право знать об организации, предоставляющей платные услуги – адрес, номер лицензии, адрес сайта, методы оказания медицинской помощи, связанные с ними риски, виды медицинского вмешательства, их последствия и ожидаемые результаты оказания медицинской помощи.

Конечно, кое-что из этого знает администратор, оформляющий Договор, но исчерпывающую информацию, перечисленную в Постановлении, пациент вряд ли получит. Пациент имеет право также получить информацию о враче. Как правило, она содержится на сайте – образование, стаж, специализация, сведения о профессиональной переподготовке, владение различными методами обследования и лечения, фотография и отзывы больных.

Иначе говоря, чем лучше портфолио, тем больше привлекательность врача для пациента. Лучше это умеют делать косметологи, а мы, дерматологи, здесь проигрываем, не умеем себя хорошо «подать».

В Договоре должны быть прописаны порядок и условия выдачи потребителю (законному представителю потребителя) медицинских документов (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние его здоровья после получения ПМУ, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении ПМУ лекарственных препаратах и медицинских изделиях, без взимания дополнительной платы.

При этом врач обязан при предоставлении ПМУ соблюдать установленные законодательством РФ требования к оформлению и ведению медицинской документации, учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

Должен ли врач потратить дополнительное время и вручить пациенту эту кипу документов? Из Постановления следует, что должен. Какой выход? Облегчает работу наличие личного кабинета пациента, где он может найти и распечатать результаты обследования и врачебное заключение.

Еще один пункт: в случае, если при предоставлении ПМУ требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя. А ведь дополнительное обследование требуется почти всегда и нередко оно превышает по стоимости собственно прием (в Постановлении предусмотрено составление сметы).

Большинство исследований можно было бы сделать по ОМС, но здесь есть препятствие. Для госучреждений заключение платного специалиста не указ, оно может быть проигнорировано, обозначенные в нем рекомендации по обследованию во многих случаях не считают обоснованными, и пациента вынуждают нести дополнительные расходы.

А есть ли в Договоре какие-то обязательства пациента? Да, в нем прописано, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Что делать, если пациент не исполняет Ваших назначений? Об этом нужно прямо написать в истории болезни или амбулаторной карте, чтобы избежать в будущем претензий.

Причины могут быть разными – от срочной работы до отсутствия денег на лекарства и обследование. Вы назначаете повторный прием, а у пациента нет денег оплатить его. Что делать?

Еще одна ситуация. Вы провели с пациентом полчаса положенного времени, а он недоволен, ожидал от визита большего, например, полного выздоровления от хронического заболевания. Пациент отказывается оплатить оказанную услугу и даже намерен написать жалобу.

В Постановлении сказано: в случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается, при этом потребитель и (или) заказчик оплачивают исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Иначе говоря, прием он должен оплатить.

А кому адресовать жалобу? Администрации учреждения, которая рассмотрит ее и решит, обоснована ли она и нужно ли применять какие-то меры.

Еще один важный вопрос содержится в Постановлении - особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом. Договор может быть заключен посредством использования сети "Интернет" (при наличии у исполнителя сайта) на основании ознакомления потребителя и (или) заказчика с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ заключения договора).

Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору. Подтверждение заключения договора должно содержать номер договора.

Получается, что если пациент оплатил ПМУ, он тем самым подтвердил заключение договора. Сложнее с подписями: согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью потребителя и (или) заказчика.

Как это обстоит у Вас? И как Вы осуществляете онлайн прием? И какие есть гарантии, что пересланные Вами и пациентом документы останутся конфиденциальны?

Жду Ваших откликов   

4.26316
Средний рейтинг: 4.3 (19 votes)