Результаты клинического изучения ирунина при отрубевидном лишае и онихомикозах

Результаты клинического изучения ирунина при отрубевидном лишае и онихомикозах

Н.К. Никулин, Н.В. Шебашова, Ю.В. Мишина

ГУ Нижегородский научно-исследовательский кожно-венерологический институт МЗ РФ

Кератомикозы и онихомикозы относятся к группе наиболее рапространённых инфекционных заболеваний. Несмотря на бурное развитие фармацевтической промышленности и успехи клинической медицины, тенденции к уменьшению заболеваемости кератомикозами и онихомикозами в настоящее время не отмечается. От 5 до 10 % населения и более 30 % лиц старшей возрастной группы страдают грибковыми инфекциями ногтей.

С внедрением в практику системных антимикотиков появилась реальная возможность помочь больным, страдающими онихомикозами [1-3]. Около 40 лет единственным антимикотическим препаратом для лечения этих пациентов был отечественный препарат гризеофульвин. Однако, активность препарата только в отношении грибов-дерматофитов, наличие лишь фунгистатического эффекта, и выраженных побочных реакций и осложнений при длительном использовании ограничивали его применение при онихомикозах. В настоящее время практическая микология располагает современными системными антимикотиками: итраконазол, тербинафин, кетоконазол, флуконазол и др. Современные препараты высокоэффективны, обладают меньшими побочными эффектами, безопасны при ряде сопутствующих заболеваний, обладают широким спектром действия. Однако, возможность применения большинства этих средств ограничена материальным достатком пациентов [4]. В свете изложенного, чрезвычайно актуально внедрение в лечебную практику современных системных антимикотиков, обладающих как высокой терапевтической активностью, так и экономической доступностью для большинства населения.

К одним из таких препаратов относится ирунин (итраконазол, ЗАО «Верофарм», Москва)- современное средство  для лечения кератомикозов, дерматофитий, кандидоза и др.

В настоящем сообщении представлены результаты клинического изучения итраконазола (ирунина) системного действия у  больных отрубевидным лишаем и онихомикозами.

Под нашим наблюдением находилось 8 пациентов с диагнозом отрубевидного лишая в возрасте 18-45 лет с продолжительностью заболевания от 1 до 3 лет, всего 5 женщин и 3 мужчин. У всех пациентов был распространенный кожный процесс и ранее проводились неоднократные курсы терапии местными антимикотиками (противогрибковые мази, шампуни, спреи) без эффекта. До начала лечения на коже в области верхней части туловища имелись округлые желто-бурые, четко ограниченные пятна до 1 см в диаметре, сливавшиеся в обширные очаги. Поверхность пятен была покрыта отрубевидными чешуйками. При поскабливании выявлялось шелушение – симптом Бенье. Очаги микоза  располагались преимущественно на коже шеи, груди, спины и живота.  Диагностика основывалась на характерной клинической картине заболевания и результатах микроскопии. У всех больных до начала лечения был обнаружен P.orbiculare (ovale). Подтверждением диагноза также являлась проба Бальцера – при смазывании 5% спиртовым раствором йода очаги окрашивались более интенсивно, чем окружающая здоровая кожа. При люминесцентном освещении лампой Вуда пятна имели желтовато-бурое свечение.

Микроскопический анализ,  люминесцентную пробу и клиническую оценку симптомов заболевания проводили до начала лечения и через 4 недели после начала лечения.

Больные отрубевидным лишаем получали ирунин по 200 мг один раз в сутки. Продолжительность лечения составила 7 дней. Под влиянием терапии клинические проявления регрессировали у всех 8 больных. После лечения проба Бальцера была у этих больных отрицательной, микроскопически грибы не обнаруживались. Люминесцентная проба также была отрицательной. Больные наблюдались после лечения 12 недель, рецидивов заболевания не отмечено.

Под наблюдением находились 6 больных онихомикозами кистей и стоп с множественным поражением ногтевых пластинок в возрасте от 35 до 50 лет. Продолжительность заболевания у наших пациентов колебалась от 3 до 10 лет. 4 больных имели поражение ногтевых пластинок только на кистях,  2 – на стопах и кистях. У 2 больных наблюдалась проксимальная подногтевая форма онихомикоза с явлениями паронихий, у 2 – дистально-латеральная форма и у 2 пациентов - тотально-дистрофическая форма онихомикоза. У всех больных диагноз был подтвержден микроскопически и у 5 – культурально (у 3 пациентов рост C. аlbicans, у 2 - T. rubrum в сочетании с C. Аlbicans или плесневыми грибами)

Все пациенты до начала лечения ирунином продолжительно и безуспешно использовали наружные кератолитические и противогрибковые местные средства.

Перед началом терапии у всех больных контролировались биохимические анализы крови (АСат, АЛаТ, билирубин), эти показатели контролировались после I, V и (если был третий цикл пульс-терапии) IX недели лечения. Лечение проводилось по методу пульс-терапии. Ирунин назначался по 400 мг (по 200 мг 2 раза в день после плотной еды) в течение одной недели с 3-х недельным интервалом. 3 пациентов с онихомикозами на кистях получили 2 цикла пульс-терапии, 2 – 3 цикла и 1 (с тотально-дистрофической формой онихомикоза) – 4 цикла пульс-терапии. Всем пациентам параллельно проводился онихолизис с 50% иодидом калия, с последующим нанесением на ногтевую пластинку 50% пирогаллола. Назначались ангиопротекторы и поливитамины. Проводилась многократная обработка обуви 10% раствором формалина или 40% раствором уксусной кислоты и другие профилактические мероприятия.

Через 1-1,5 месяца после первой недели лечения ирунином у 5 пациентов отмечался рост здоровой ногтевой пластинки на 1-2 мм от матрикса. Клиническое и микологическое излечение достигнуто у 5 пациентов; из них у 4 пациентов через 4 месяца от начала лечения и у 1 – через 5 месяцев (рисунки 3-7). Один пациент находится в процессе наблюдения после завершения 4-х месячного лечения (до полного отрастания ногтевых пластин первых пальцев стоп).

Пациенты отмечали хорошую переносимость препарата. Побочных явлений зарегистрировано не было.

Полученные нами результаты свидетельствуют об эффективности Ирунина как в терапии кератомикозов, так и онихомикозов, обусловленных C. аlbicans, T. rubrum и плесневыми грибами. Хорошая переносимость препарата, сравнительно низкая стоимость и высокая эффективность, не уступающая зарубежным аналогам, позволяет рекомендовать его к более широкому применению в микологической практике.

Литература

1. Кубанова А.А., Потекаев Н.С., Потекаев Н.Н. Руководство по практической микологии. – М., 2001- c.144.
  2. Сергеев Ю.В., Сергеев А.Ю. Онихомикозы грибковые инфекции ногтей. М. 1998 – с. 126.
  3. Степанова Ж.В. К этиологии онихомикоза. Вест. дерматол. венерол. 2002; 2: 57-8.
  4. Файзулина Е.В. Индивидуальное прогнозирование лечения онихомикоза. Сборник работ, посвященный 70-летию Нижегородского НИКВИ, 2000, 112-113.

Статья опубликована в Российском журнале кожных и венерических болезней : Научно-практический журнал. - 2004. - N 1 . - С. 42-44. - ISSN 1560-9588.