Применение дерматоскопии для дифференциальной диагностики новообразований кожи

Побилат А.Е., Прохоренков В.И., Арутюнян Г.А.

Красноярский государственный медицинский университет, кафедра кожных и венерических болезней; Красноярский краевой онкологический диспансер

Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями кожи определяет необходимость онкологической настороженности дерматолога. Дерматоскопия как простой и эффективный метод ранней диагностики недостаточно широко применяется в онкологии. В Красноярском краевом онкологическом диспансере используется хирургическое и лучевое лечение больных со злокачественными новообразованиями кожи. Морфологическая верификация осуществляется цитологическим (лучевая терапия), гистологическое исследованием (хирургическое лечение). Цитологический метод не всегда достаточно информативен. В то время как от правильности установки диагноза зависит тактика и прогноз лечения. Целью исследования являлось изучение информативности дерматоскопии для дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований кожи. Для решения поставленной задачи на поликлиническом приеме Красноярского краевого онкологического диспансера дерматологом проводился осмотр с использованием дерматоскопа Heine Delta 20.Осматривались впервые обратившиеся больные .Было выявлено 110 случаев базальноклеточного рака кожи, 7 случаев плоскоклеточного рака кожи. Для базальноклеточного рака при дерматоскопии характерны разветвленные сосуды, участки по типу «кленового листа», серо-голубые овоидные скопления, крупные серо-голубые глобулы, изъязвление. При плоскоклеточном раке определяется беловатый венчик (признак кератинизации). Последующее цитологическое исследование подтвердило диагноз. Также дерматоскопическое исследование проводилось на дерматологическом приеме у больных, обратившихся с целью удаления новообразования. Обследовано 196 человек. У 184 пациентов обнаружены: 98 – внутридермальные невусы,14-сложные, 1-пограничный,1-бородавчатый невус,1-голубой невус, 28- себорейный кератоз, дерматофиброма-9, фиброма-7, кератопапилома -27, 1-кератоакантома. У 12 дерматоскопически предположили злокачественные новообразования кожи. Проведанное в дальнейшем гистологическое исследование подтвердило диагноз:11-базальноклеточный,1- плоскоклеточный ороговевающий рак.

Мы рекомендуем дерматоскопию как обязательный этап диагностики больных с опухолевой патологией кожи.