Ошибки диагностики при редких дерматозах

Пирятинская В.А., Данилов С.И., Грибанова Т.В., Лалаева А.М., Гусева С.Н.

СПбГМА им. И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург

Цель: описание случаев диагностики и лечения редких дерматозов у больных, находившихся в СПбГМА им. И.И.Мечникова в 2006-2007гг.

Материалы и методы: объектом исследования явились больные с редкими дерматозами, использованы патоморфологический и метод прямой иммунофлюоресценции, иммуногистохимическое исследование для верификации диагноза.

Результаты: у больной 47 лет на протяжении более 40 лет имелся очаг поражения в области правой щеки, который рас-

ценивался дерматологами как сосудистая опухоль. В клинике с использованием патоморфологического исследования был

поставлен диагноз туберкулезной волчанки, получала лечение в люпозории г. Пушкина. С помощью метода прямой иммуно-

флюоресценции нами впервые была диагностирована центробежная эритема Биетта, редкая форма интегументной красной

волчанки. Интересны 2 случая больных с мигрирующей ларвой, вызванной личинками гельминтов. Больная 43 лет отдыхала в

Тунисе и девочка 10 лет во Вьетнаме. Очаги поражения у одной пациентки были в области задней поверхности бедер, голеней,

у девочки в области IV пальца и тыла правой стопы, наблюдалась эозинофилия в крови до 20%. Лечение вермоксом по схеме

дало полное выздоровление. Нередки случаи ошибки диагностики при опухолевых заболеваниях кожи. Больная 74 лет около

10 лет лечилась по поводу язвенной пиодермии, имелся обширный очаг поражения на задней поверхности шеи размером 10

на 15 см с эрозивно-язвенной поверхностью и приподнятым валикообразным краем плотной консистенции. В нашей клинике

впервые был поставлен диагноз базально-клеточного рака кожи, подтвержденный патоморфологически, онкологами прове-

дено лечение. Больной 61 года в течение 8 лет в условиях люпозория получал лечение по поводу туберкулезной волчанки без эффекта. Процесс локализовался в паховых складках и лобке в виде плоского инфильтрата синюшного цвета. С помощью патоморфологического и иммуногистохимического исследования поставлен диагноз «синдром гранулематозной вялой кожи» Т-клеточная лимфома. С успехом применяли проспидин по схеме. Два интересных случая больных с порокератозом: больному 55 лет с давностью заболевания 5 лет с помощью патоморфологического исследования поставлен диагноз поверхностного диссеминированного порокератоза Респинга и пациентке 17 лет диагностирован линеарный унилатеральный порокератоз, которым она страдала с 5-летнего возраста.

Выводы : рекомендовано обратить внимание дерматологов на ошибки в диагностике редких дерматозов и использовать для постановки диагноза методы лабораторной диагностики (патоморфологический, иммуногистохимические исследования и прямой иммунофлюресценции).