О диагностическом значении ониходистрофии при псориазе

О ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ОНИХОДИСТРОФИИ ПРИ ПСОРИАЗЕ

Зыкова О.С.

Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск, Беларусь

Известно, что дистрофии ногтей сопутствуют ряду заболеваний внутренних органов, хроническим дерматозам, а также могут являться идиопатическим состоянием. Поражения ногтей при псориазе могут быть многообразными. Наличие ониходистрофии часто сопутствует артропатической форме заболевания. Целью нашего исследования является ранняя диагностика артропатии у больных с псориазом с целью своевременной коррекции лечения в сотрудничестве с ревматологами. Нами обследованы 144 рандомизированных больных с псориазом, из них 98 с поражением суставов из кожного и ревматологического отделений (АП), 22 с наличием кожного и ногтевого синдромов без поражения суставов (ОД), 30 больных с изолированным псориазом кожи (П). Анализировали сроки появления первых высыпаний на коже, поражений ногтевых пластин, непрерывного течения заболевания (НРТ) и изменения характера высыпаний (генерализация и изменение клинической формы), и артралгий (АР). Рассчитывали индексы PASI, NAPSI, DIQL. Результаты обрабатывали статистически. Подгруппы больных с преобладающими кожным или суставным синдромами существенно не различались по возрасту и возрасту начала псориаза, в противоположность средним значениям PASI и DIQL. У больных артропатическим псориазом течение заболевания развивалось с последовательным появлением кожного, ногтевого и суставного синдромов. Исключение составила небольшая часть пациентов из подгруппы с преобладающим артритом с другими вариантами последовательности появления синдромов, за счёт чего в этой подгруппе интервал между возрастом начала псориаза и возрастом появления артралгий оказался существенно меньшим. При сравнении полученных данных больных из группы с преобладающим кожным синдромом и группы ОД, сроки появления поражения ногтей не различались существенно, а среди больных с артропатией сроки развития НРТ и ониходистрофии, НРТ и АР, АР и ониходистрофии положительно коррелировали (соответственно R= 0,83, 0,63, 0,86). Доля больных с НРТ в группе АП существенно возрастала. Данные, полученные при исследовании абзимной активности поликлональных иммуноглобулинов (Е.В. Кундер и соавт., 2007), указывают на максимально выраженные иммунопатологические сдвиги у больных в группе ОД. Таким образом, мы рекомендуем расценивать развитие ониходистрофии у больного псориазом как стадию прогрессирования заболевания, а в сочетании с непрерывным течением и изменением характера кожного синдрома (увеличение площади или утяжеление клинической формы поражения кожи) использовать как показание к целевому обследованию на псориатическую артропатию (включая расспрос и объективное обследование) и изменение тактики лечения.