Вход в систему

Новые подходы к лицензированию медицинской деятельности

Новые подходы к лицензированию медицинской деятельности

Корсунский А. А., Мартынов А. А.

Росздравнадзор, Минздравсоцразвития России, г. Москва

Целью настоящей работы явилось изучение новых механизмов лицензирования медицинской деятельности в условиях модернизации в сфере здравоохранения.

Для достижения цели анализировались нормативные правовые акты и методические документы по вопросам лицензирования медицинской деятельности за период 2003–2007 гг.

Повышение доступности и качества медицинской помощи являются приоритетными направлениями развития отечественного здравоохранения. Отраслевой программой «Управление качеством в здравоохранении на 2003–2007 годы» были определены основные механизмы повышения качества медицинское помощи — стандартизация, сертификация, аккредитация, аттестация и лицензирование в здравоохранении.

В связи с продолжающимся разграничением полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения, основы которого были заложены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, основные усилия органов государственной власти в сфере здра-воохранения направлены, прежде всего, на совершенствование системы стандартизации медицинской помощи и лицензирования видов деятельности, отнесенных к сфере здравоохранения. Перечень работ и услуг, осуществляемых в рамках медицинской деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности». Указанным постановлением определен круг грубых нарушений лицензионных требований и условий, предполагающих наложение на совершивших административного взыскания или приостановление лицен-зии решением суда. Общая схема лицензирования медицинской деятельности включает Росздравнадзор и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, а также комиссии по лицензированию медицинской деятельности, решения которых носят для лицензирующего органа рекомендательный характер. В процессе осуществления надзорных функций лицензионный контрольосуществляется по трем основным направлениям: соблюдение прав собственности и авторских прав; поддержание надлежащего уровня профессиональной подготовки специалистов и уровня материально-технического обеспечения учреж-дений и организаций.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами лицензируемые работы (услуги) по дерматовенерологии, клинической и лабораторной микологии, терапевтической и хирургической косметологии отнесены к специализированной медицин-ской помощи. Оказание вышеуказанных работ (услуг) возможно при осуществлении амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Одновременно организация оказания работ (услуг) по дерматовенерологии и косметологии терапевтической возможно при осуществлении санаторно-курортной помощи. Учитывая высокую потребность населения страны в высокотехноло-гической медицинской помощи, в том числе при заболеваниях кожи, Минздравсоцразвития России ежегодно формирует государс-твенное задание для федеральных медицинских учреждений на оказание соответствующих видов медицинской помощи. С целью обеспечения высокого качества указанной медицинской помощи в соответствующих нормативных правовых актах предусмотрено выделение работ (услуг) по дерматовенерологии при осуществлении высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, к настоящему моменту закончено формирование нормативно-правовой базы организации лицензирования медицинской деятельнос-ти. Основными задачами на среднесрочную перспективу являются отработка данного механизма и совершенствование требований к осуществлению, в том числе дерматовенерологической, медицинской помощи.