Вход в систему

Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных средств для лечения урогенитального хламидиоза

Маркетинговые исследования фармацевтического рынка лекарственных средств для лечения урогенитального хламидиоза

Муковнина М.Д., Овод А.И.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, Курский государственный медицинский университет, г. Курск

Цель работы: Анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС) для терапии урогенитального хламидиоза (УГХ) на российском фармацевтическом рынке.

Методы исследования: Контент-анализ официальных источников информации о ЛС (Государственный реестр ЛС, Регистр ЛС России, Справочник Видаль), маркетинговые методы, статистический анализ.

Результаты исследования: На российском фармацевтическом рынке зарегистрировано 201 торговое название ЛС для лечения УГХ, которые содержат 48 действующих веществ. Весь ассортимент можно систематизировать в 4 основные фармакотерапевтические группы: антибактериальные препараты системного действия (83,2%), иммуностимуляторы (8,1%), антисептики и дезинфицирующие средства (7,5%), противовирусные препараты (1,2%). Количество предложений лекарственных препаратов (ЛП) с учетом различных лекарственных форм и дозировок — 507. В структуре ассортимента большую часть занимают монопрепараты (85,1%), на долю комбинированных ЛС приходится 14,9%.

Основную часть ассортимента (59,2%) занимают твердые лекарственные формы, среди которых преобладают таблетки, покрытые оболочкой (73,7%) и капсулы (18,4%); остальные 8,3% приходятся на безоболочечные таблетки, таблетки вагинальные и капсулы вагинальные. ЛС для инъекций занимают 22,5% ассортимента, жидкие ЛС для внутреннего и наружного применения — 11,4%, мягкие — 6,5%, аэрозоли и спреи — по 0,2%.

Систематизация ассортимента по производственному признаку показала, что на российском рынке зарегистрированы ЛП 26 стран. В структуре ассортимента по признаку происхождения зарубежные ЛС занимают 50,3% ассортимента, российские ЛС — 49,7%. Среди зарубежных стран первое место принадлежит Индии (20,5%), второе — Словении (4,9%), третье — Югославии (2,6%), четвертое — Германии (2,4%), пятое — Нидерландам (2,2%).

Выводы: Отечественный рынок ЛС, предназначенных для терапии УГХ, характеризуется значительной широтой ассортимента и разнообразием фармакотерапевтических групп, что позволяет врачам подбирать лекарственную терапию индивидуально для каждого больного. Чем шире ассортимент, тем больше возможностей для формирования наиболее оптимального набора товаров, которые будут призваны максимально удовлетворить потребности населения. Проблемой остается ценовая доступность этих ЛС для здравоохранения и потребителей.