Гипертрофические рубцы у пациентки с синдромом Тернера, получавшей рекомбинантный гормон роста

K?dzia A, Pawlaczyk M, Petriczko E. Hypertrophic scars in a patient with Turner's syndrome treated with recombinant growth hormone.

Andrzej K?dzia - Кафедра клинической ауксологии и педиатрического ухода, Познаньский Университет медицинских наук, Познань, Польша; Mariola Pawlaczyk - Отделение Гериатрической медицины и геронтологии, Отдел профилактики кожных заболеваний, Познаньский Университет медицинских наук, Познань, Польша; El?bieta Petriczko - Клиника педиатрии, эндокринологии, диабетологии, метаболических болезней и кардиологии детей, Поморского медицинского университета, Щецин, Польша.

Введение

Синдром Тернера (СТ) - это генетическое заболевание диагностируется на основе выявления 45,X-кариотипа или клеток с таким кариотипом. Распространенность СТ варьирует от 1 на 2000 до 1 на 5000 живых новорожденных девочек [1, 2]. Синдром проявляется несколькими разновидностями. Девочки с СТ, как правило, имеют низкорослость и дисгенезию гонад. Помимо врожденных системных пороков (в основном сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы), пациенты с СТ имеют некоторые дисморфическое особенности, в том числе  перепончатую шею, высокое небо, cubitus valgus, широко расставленные соски, короткие 4-е и 5-е пястные кости. Кожные проявления, в том числе лимфедема нижних конечностей у детей, низкая линия роста волос, патология ногтей, пигментные невусы (количество увеличивается с возрастом) [3-6] и склонность к развитию гипертрофических рубцов и келоидов [6-8], являются характерными признаками синдрома Шерешевского-Тернера. Лечение рекомбинантным человеческим гормоном роста (rhGH) направлено на увеличение роста больных девочек [9].

Представленный случай поднимает вопрос повышенного риска развития гипертрофических и келоидных рубцов после хирургических вмешательств у больных СТ в процессе лечения rhGH.

Случай из практики

Мы представляем случай 15-летней больной Ц., кариотип 45,X, проходящей лечение в отделении клинической ауксологии с 2010 года. В 2012 году в ходе планового осмотра пациентки диагностировали гипертрофические рубцы и келоиды после хирургического иссечения пигментных невусов. В возрасте 12 лет и 8 месяцев и при росте 139 см, начато лечение rhGH, ежедневные инъекции при средней дозе 0.331 мг/кг/неделю. При первом поступлении в клинику, перед лечением rhGH, при физикальном обследовании была небольшого роста с перепончатой шеей, с широко расставленными сосками, cubitus valgus, высоким сводом неба, костным возрастом 11 лет, развитие гениталий и лобковых волос 1-й степени по Таннеру, степень 3 телархе по Таннеру. Эндокринные обследования исключили другие причины задержки роста, а ее умственное развитие было нормальным. Никаких других системных нарушений не обнаружено. До начала лечения дерматологический осмотр выявил 42 пигментных невуса (правильной формы, 3-5 мм в диаметре) на коже лица, туловища и конечностей. Дерматоскопическое исследование подтвердило доброкачественный характер и хирургическое иссечение не было рекомендовано. В возрасте 14 лет, через 10 месяцев после начала лечения rhGH, 4 наиболее крупных врожденных невусов были удалены хирургическим путем (родители больного утверждали, что невусы сильно вырос в размерах) без консультации лечащего врача. Через 2 месяца все послеоперационные рубцы были гипертрофическими. Рубцы на левой преаурикулярной области (рис. 1), на выхе под волосяным покровом (рис. 2) и на левой руке (рис. 3) остались гипертрофическими, а рубец на спине превратился в келоидный. Концентрации в сыворотке крови инсулиноподобного фактора роста (ИФР-I) и ИФР-связывающий белок 3 (ИФРСБ-3) были оценены в начале лечения и после 12 месяцев. Анализ концентраций ИФР-I и ИФРСБ-3 в сыворотке в представленном случае не выявило значимых различий по сравнению с параметрами других девочек, получающих лечение по низкорослости.

Обсуждение

Гипертрофические рубцы (ГР) и келоидные рубцы (К) являются результатом чрезмерного производства фибробластами коллагена, в особенности, при отсутствии повышенной активности коллагеназы [10]. Ловенштейн и соавт. описали их среди других кожных стигм у пациентов с СТ, но выражают сомнение в их широком распространении этих больных [6]. Тем не менее, келоидные рубцы после хирургической коррекции перепончатой шеи были зарегистрированы [7, 8, 11]. Разница между гипертрофическими рубцами и келоидами заключается в том, что первые утолщены но ограничиваются местами повреждения, а вторые выходят за пределы первоначальной раны. Тем не менее, дифференцировать их может быть трудно [10]. Гипертрофические рубцы развиваются из-за чрезмерного производства коллагена III типа, который локализуется в узелки, содержащие миофибробласты и большие коллагеновые волокна со снижением его пользования. Келоидный рубец состоит из неорганизованного коллагена типа I и III. Ни один из рубцов не содержит эластических волокон, волосяных фолликулов, сальных и потовых желез [12]. Huang и соавт. считают, что гипертрофические рубцы и келоиды являются стадиями одного и того же заболевания кожи, связанные с ростом фибробластов, что было подтверждено гистопатологическими исследованиями поражений [13]. Гипертрофические рубцы и келоиды возникают во всех возрастных группах, хотя у детей и пожилых людей эпизодически. Они могут встречаться в различных местах, но сравнительно редко встречаются на веках, центральной части лица или половых органах [10]. Рекомбинантный человеческий, а также эндогенный гормоны роста являются причиной накопления ИФР. Инсулиноподобный фактор роста непосредственно влияет на ткани и приводит к интенсификации деления клеток. Рецепторы для гормона роста и ИФР были обнаружены в клетках многих опухолей, например, головного мозга, молочной железы, толстой кишки, и др. Вопрос может ли высокая концентрация ИФР-I в действительности спровоцировать развитие de novo опухолевых поражения или только стимулировать рост имеющихся опухолей, в настоящее время изучается [14]. Гипертрофические рубцы и келоиды считаются доброкачественными опухолями, у которых патогенетический механизм остается до конца не выясненным. Подчеркивается роль генетических факторов, апоптоза, эндогенных факторов (оксид азота), факторов роста, цитокинов и экзогенных факторов (недостаток кислорода и диета) [10, 12, 13]. Инсулиноподобный фактор роста также упоминается среди многих других факторов роста, оказывающих влияние на развитие рубцовых поражений [15, 16], что могло бы подтвердить связь между возникновением очагов поражения нашей пациентки и терапии rhGH.

Лечение больных СТ требует на 100% более высоких доз rhGH, чем у больных с дефицитом гормона роста (ДГР), учитывая сохраненную эндогенную секрецию гормона роста. Остается открытым вопрос, не вызовут ли такие большие дозы rhGH, суммирующиеся с его естественной выработкой, значительное увеличение концентрации IGF-I. Поддержание высокой концентрации ИФР-I у пациентов с СТ может оказать негативное влияние не только на риск опухолевой прогрессии, а также на многих другие аспекты, связанные с болезнью. Показано, что накопление ИФР у девочки с СТ, получающей rhGH значительно выше, чем у однополых сверстников, леченых по поводу ДГР, где концентрации ИФР-I достигают значений, близких к референсным значениям здорового населения, что может быть причиной для беспокойства. С другой стороны, концентрация ИФРСБ-3 белка-носителя у пациентов с СТ также значительно повышена до 2,3 SDS, что, возможно, имеет защитную роль против митотической активности при высокой концентрации свободного ИФР-I. Тем не менее, сравнение двух групп больных показывает, что в случае ДГР, увеличение концентрации ИФР-I (в диапазонах не более, чем в нормальных значениях у здоровых девочек) сопровождается небольшим (стандартное отклонение макс. 1.5) увеличением ИФРСБ-3. Анализ соотношения между ИФР-I и ИФРСБ-3 для больных СТ и ДГР показывает 0.69 и 0.04, соответственно. Таким образом, СТ характеризуется значимо более высокими концентрациями ИФР-I и концентрациями ИФРСБ-3 ниже, чем при ДГР.

Многочисленные меланоцитарные невусы возникают в у больных СТ значительно чаще, чем в здоровой популяции. Невусы, как правило, доброкачественные, от 1 мм до 5 мм в диаметре, без признаков дисплазии в клинической и гистопатологической картине [3, 17, 18], как в нашем случае. Серьезные атипичные поражения редки при СТ [5]. Лечение гормоном роста, как считалось, способствовало увеличению пигментных невусов, но дальнейшие клинические наблюдения не подтверждают этой гипотезы [19-21].

Небольшие меланоцитарные невусы не увеличивают риска возникновения меланомы, поэтому нет необходимости незамедлительного хирургического вмешательства в этих случаях. Иссечение пигментных невусов должно быть выполнено после полового созревания, т. к. неопластическая трансформация редко возникает раньше [22]. Это правило должно применяться особенно у пациентов с СТ, получавших ГР, чьи новообразования должны наблюдаться и контролироваться с помощью дерматоскопии, но не удаляться. Из-за высокой сложности и низкой эффективности лечения гипертрофических рубцов и келоидов, этот способ является одновременно и профилактической мерой.

Родители девочек с СТ предпринимали различные попытки улучшить не только рост своих дочерей, но и их внешний вид, часто предпринимая хирургическую коррекцию перепончатой шеи и пигментных невусов. Из-за риска развития послеоперационных рубцов, вызванных процессом роста, им должен быть дан совет отложить эти попытки до тех пор, пока лечение rhGH ,будет завершено.

Аннотация на английском языке:
<p><span>Turner's syndrome is a common genetic disorder of girls and women, for which characteristic clinical symptoms encompass short stature, gonadal dysgenesis, systemic defects, multiple dysmorphic features and skin changes, including an increased number of melanocytic nevi, hypertrophic scars and keloids. The affected girls are treated with recombinant human growth hormone to improve the height. We present a case of a 15-year-old girl with Turner's syndrome, hypertrophic scars and a keloid. At the age of 12 years and 8 months, the girl started recombinant human growth hormone treatment. During the therapy, a surgical excision of 4 out of 42 benign melanocytic nevi was performed. After 2 months the hypertrophic scars as well as a keloid were noted at sites of excision. Parents of girls with Turner's syndrome undertake various attempts to improve not only the height and maturity of their daughters, but also their appearance by commonly performed surgical corrections of the webbed neck and pigmented nevi. The presented case suggests an increased risk of scars hypertrophy and keloid formations after surgical intervention in Turner's syndrome patients who are treated with recombinant human growth hormone at the same time. Due to that it should be advised to postpone all planned surgical procedures until the therapy has been completed.</span></p> <p class="MsoNormal"><span lang="EN-US"><o p=""></o></span></p>

Ключевые слова на английском языке

Запись в Medline
Файл публикации

Ваша оценка: Нет Средний рейтинг: 4.8 (13 votes)