Вход в систему

Фотосъемка клинических случаев. VII. Фотодокументирование при обследовании пациентов с использованием лампы Вуда.

Осмотр в лучах лампы Вуда является методом, помогающим изучить характеристики очагов поражения, невидимые при обычном осмотре, но важные для дифференциальной диагностики между различными заболеваниями.

При этом для документирования, создания архива изображений, демонстрации снимков с обучающей целью, телеконсультаций необходимо сохранять фотоизображения получаемой картины. Так как обследование проводится в помещении, защищенном от проникновения посторонних источников естественного и искусственного освещения,  производить фотосъемку в лучах лампы Вуда в автоматическом режиме бывает затруднительно, поэтому мы посчитали нужным представить свой опыт такой фотосъемки.

Приемы фотосъемки клинических случаев, описанные в предыдущих сообщениях, могут не подходить для съемки в "темной комнате".   Съемку компактным цифровым фотоаппаратом в лучах лампы Вуда удобно осуществлять в режиме M (ручной), с включенной функцией макросъемки и выключенной вспышкой.

При этом оптимальная экспозиция будет достигнута за счет соотношения диафрагмы и выдержки при определенной светочувствительности матрицы, определяемой установкой значения ISO. Учитывая то, что съемка проводится в темном помещении, диафрагма должна быть открыта и выдержка настолько длинная, насколько это возможно. Установка таких параметров обеспечит попадание достаточного количества света на матрицу фотоаппарата.

Предел длины выдержки не безграничен, при длинных выдержках изображение может получиться смазанным в результате движения рук того, кто снимает, и движения самого объекта съемки. Если это происходит, то нужно установить более высокое ISO (1600, 3200 и т.д.). Если Вы используете не очень новую модель фотоаппарата, и максимальное ISO вашего фотоаппарата 3200 или 6400, и при ISO 1600 Вам удается снимать без “смазывания”,  то более высокие ISO ставить не нужно, так как повышение ISO приводит к появлению шумов, ухудшающих качество изображения. Т.е. снимать нужно с минимальном ISO, при котором Вам удается снимать без “смазывания”, т.е. при минимальном значении ISO, которое позволяет установить не слишком длинную выдержку. Если Ваш фотоаппарат достаточно современный и позволяет снимать с высокими значениями ISO без появления шумов, то Вы можете увеличить ISO, чтобы иметь возможность сделать выдержку покороче и не бояться смазывания из-за движения Ваших рук или движения пациента.

Пример фотосъемки рис. 1,2,3. 

Выдержка в данном случае достаточно длинная и умение снимать на такой длинной выдержке определяется навыком того, кто производит фотосъемку. Для облегчения съемки на длинных выдержках можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • пациент не должен двигаться;
  • тот, кто производит фотосъемку, может использовать штатив или монопод, если таких дополнитлеьных средств нет, то можно опереться на что-то или прижать локоть к туловищу, придать фотоаппарату наиболее устойчивое положение в момент съемки;
  • желательно выбирать фотоаппарат с наличием оптического или двойного стабилизатора изображением (снимок на рис 1 был получен с помощью фотоаппарата, имеющего двойной стабилизатор изображения);
  • желательно использовать фотоаппарат с возможностью установить высокие ISO.

Если при наиболее высоком ISO изображение все равно "смазывается", то можно воспользоваться штативом и включить таймер съемки, например на 2с, т.е фотосъемка будет произведена не в момент нажатия кнопки спуска, а на 2 с от момента спуска, предполагается что при этом уменьшаются колебания от нажатия кнопки, но на практике это помогает только при съемке со штативом, при съемке с рук включение таймера  не всегда дает хороший результат, так как добавляются другие непроизвольные колебания.

Если все равно изображение "смазано", то в настройках нужно сделать поправку экспозиции  -1 (-2 и т.д.), изображение получится недоэкспонированным, но потом можно добавить яркость или величину “экспозиции” с помощью программ  Фотошоп, Лайтрум и др. Как при съемке с высокими ISO, так и при добавлении яркости в редакторах могут появиться шумы, это, безусловно, снижает качество, но не в такой степени как "смазывание" при длинной выдержке.

Реалистичность оттенка

Важным качеством является также реалистичность оттенка, этот показатель зависит от правильной установки баланса белого. Поэтому баланс белого должен быть установлен в фотоаппарате правильно или цветокоррекция должна быть произведен при обработке изображение. Важным является также то, что монитор, на котором проводится просмотр изображений, должен быть откалиброван по цвету для наиболее правильной цветопередачи.

Рис 4, 5 те же пациенты, что на снимках 1,3.  , но при обычном осмотре.

 

Рекомендуемая литература.

 [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. I. Сравнение фотоаппаратов и объективов." Дерматология в России. 2012;(1):1. [/fn],  [fn] Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. II. Выбор способа освещения при съемке компактным фотоаппаратом." Дерматология в России. 2012;(2):1. [/fn],  [fn] Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. III. Правильное экспонирование при использовании компактного фотоаппарата." Дерматология в России. 2012;(3):1. [/fn], [fn] Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. IV. Освещение объекта съемки при использовании зеркального фотоаппарата." Дерматология в России. 2012;(4):1.  [/fn],  [fn] Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. V. Основные понятия и общие правила. Выбор настроек при съемке зеркальным фотоаппаратом." Дерматология в России. 2012;(5):1.  [/fn],  [fn] Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев компактным фотоаппаратом. VI. Основные рекомендации." Дерматология в России. 2012;(6):1.  [/fn], [fn]Питижан Б. "Введение в технику фотографирования в полости рта." ДентАрт.. 1999;(2):8.[/fn], [fn]Розов Г. Как снимать (искусство фотографии). Москва: Астрель; 2006.[/fn], [fn]Ashique K, Kaliyadan F. Clinical photography for trichology practice: tips and tricks. Int J Trichology. 2011 Jan;3(1):7-13.[/fn], [fn]Brown S. Digital imaging in clinical photography, part 2. J Audiov Media Med 1994;17:105-10.[/fn],  [fn]Nayler J, Geddes N, Gomez-Castro C. Managing digital clinical photographs. J Audiov Media Med 2001;24:166-71. [/fn], [fn]Nayler JR. Clinical photography: a guide for the clinician. J Postgrad Med. 2003 Jul-Sep;49(3):256-62. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14597792[/fn], [fn]Pan ML. TTL auto flash - Part 1: Calibration and compensation for close-up photography. J Biol Photogr. 1992;60:131-4.[/fn], [fn]Shapter M. Manipulation of depth cues in photographs. J Audiov Media Med 1999;22:126-9.[/fn], [fn]Stack L, Storrow A, Patton D. Physician's Handbook of Clinical Photography: Hanley and Belfus; 2000.[/fn], [fn]Williams AR. Clinical and operating room photography. In: Vetter JP, editor. Biomedical Photography. Boston: Focal Press; 1992. pp. 258-9.[/fn] 

 

Щелкните по изображению, чтобы увеличить его или просмотреть слайд-шоу
4.7
Средний рейтинг: 4.7 (20 votes)