Организация деятельности специализированного подросткового центра в Калужской области

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДРОСТКОВОГО ЦЕНТРА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Беликов А.Н., Ермакова М.Н. ГУЗ «Калужский областной кожно-венерологический диспансер», г. Калуга На сегодняшний день на территории Российской Федерации сохраняется неблагополучная эпидемиологическая ситуация в отношении инфекций, передаваемых половым путем. Произошедшие в последние десятилетия изменения в социально-экономической сфере общества привели к росту заболеваемости ИППП, в том числе и среди несовершеннолетних. Одним из основных направлений лечебно-профилактической деятельности Калужского облкожвендиспансера является работа с социально уязвимыми группами населения, в частности с подростками. Осуществляются разнообразные виды первичной профилактики, бесплатное обследование и лечение подростков с применением самых современных методов диагностики и лечения. Успешному осуществлению данных мероприятий способствовало принятие правительством РФ Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007-2011г.г.), подпрограммы «Инфекции, передаваемые половым путем». В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы на базе ФГУ «ГНЦД Росмедтехнологий» был создан Центр профилактики и контроля ИППП для детей и подростков», основным направлением деятельности которого является создание подобных центров на регионах Российской Федерации. В конце 2007 года областной центр был организован и в г.Калуге, на базе ГУЗ «Калужский областной кожно-венерологический диспансер». В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Инфекции, передаваемые половым путем» с января 2008г. осуществляется финансирование основных направлений деятельности подросткового центра «Доверие», созданного в г. Калуге. Благодаря этому мы получили новые возможности не только продолжать нашу работу в отношении профилактики и лечения ИППП среди несовершеннолетних, но и вышли на качественно новый уровень данного вида деятельности. Основным направлением деятельности специализированного подросткового центра «Доверие» является оказание диагностической и лечебно-консультативной помощи детям и подросткам с патологией мочеполовой системы, в том числе с ИППП, а также профилактика ИППП среди несовершеннолетних. С момента открытия центра специализированная медицинская помощь была оказана почти 2000 детей и подростков, проведено более 5000 консультаций, выявлено 177 заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе сифилис – 24 случая, гонорея – 22, хламидиоз – 11, трихомоноз – 18, аногенитальные бородавки – 29, генитальный герпес – 1, неспецифические урогенитальные заболевания, в том числе ассоциированные с генитальными микоплазмами – 72 случая. При оказании лечебно-диагностической помощи детям и подросткам в центре используются расходные материалы, поставляемые в рамках финансирования целевой программы, а именно – одноразовые медицинские инструменты, лабораторные расходные материалы, медицинская документация. Практически полностью поставлено оборудование для организации в Калужском облкожвендиспансере ПЦР-лаборатории, открытие которой планируется в 2010 году. В подростковом центре «Доверие» г. Калуги работают квалифицированные специалисты, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в соответствии с ключевыми задачами и направлениями работы Центра, а именно – профилактика, раннее выявление и лечение урогенитальных инфекционных заболеваний, сексуальное образование и воспитание молодежи. Вся лечебно-профилактическая работа Центра ведется согласно разработанным нормативным документам. Обследование пациентов осуществляется в соответствие с разработанным алгоритмом по тактике ведения детей и подростков с урогенитальными инфекционными заболеваниями. Следует отметить, что при необходимости к лечебно-диагностической работе Центра привлекаются врачи-урологи, неврологи, психологи, социальные педагоги. Профилактическая деятельность Центра «Доверие» осуществляется силами врачей диспансера и включает в себя такие направления, как проведение лекций, семинаров, круглых столов, среди учащихся старших классов и студентов на тему профилактики ИППП. В процессе этих мероприятий происходит распространение информации о возможности получения доступной и бесплатной медицинской помощи в Центре «Доверие». Мы проводим анкетирование аудитории с целью изучения информированности подростков и их нравственных позиций. Следует отметить, что с момента организации Центра «Доверие» из ФГУ «ГНЦД Росмедтехнологий» регулярно осуществляется поставка печатных материалов и сувенирной продукции с логотипом Центра «Доверие». Яркие брошюры, содержащие краткую адаптированную для подростков информацию об инфекциях, передаваемых половым путем и способах их профилактики, информационные листовки, плакаты, визитные карточки, а также блокноты, ручки, значки и банданы – все это широко распространяется среди молодежи и обеспечивает информированность подростков о ИППП, а также о работе Центра. За 2 года работы профилактические мероприятия были проведены во всех школах и средних учебных заведениях г. Калуги. Врачи Центра сотрудничают с общественными молодежными организациями, участвуют в акциях, проводят обучающие семинары среди волонтеров – студентов педагогических колледжей и институтов; Благодаря совместной работе со средствами массовой информации создаются видеоролики, телесюжеты, радиопередачи, в печатных изданиях региона размещаются статьи, что способствует повышению эффективности профилактической деятельности Центра. Организация специализированного Центра «Доверие», осуществляющего профилактику и контроль инфекций, передаваемых половым путем среди детей и подростков, всесторонне решает проблему повышения доступности и качества медицинской помощи для детей и подростков с урогенитальной патологией.