Методы восстановительной медицины в практике врача-дерматолога

Цурикова Е.Ю., Бойко Т.С.

КДЦ «Здоровье», г. Ростов-на-Дону

В настоящее время считается, что улучшение качества жизни дерматологических больных, особенно с хронической или рецидивирующей патологией, составляет одну из основных задач медицины. Недостаточно добиться клинического улучшения, важно достигнуть стойкой ремиссии, что побуждает нас к поиску новых методов лечения и профилактики хронических дерматозов.

В отделении восстановительной медицины и реабилитации нашего центра, в дополнение к традиционным схемам терапии, нами широко используется общая и локальная криотерапия. Общая криотерапия оказывает мощное генерализованное рефлексогенное воздействие на весь организм, способствует мобилизации всех защитных механизмов, обладает выраженным болеутоляющим эффектом, значительно ускоряет процесс регенерации клеток кожи. Получены положительные эффекты терапии аутоиммунных заболеваний (псориаз, склеродермия), что связано с улучшением показателей клеточного и гуморального звеньев иммунной системы, снижением уровня воспалительных цитокинов, уменьшением количества циркулирующих иммунных комплексов. Быстрый регресс кожной патологии отмечался у больных с распространенными формами атопического дерматита, себорейного симптомокомплекса. Методики локальной криотерапии показаны в комплексном лечении вульгарных и розовых угрей, различных экзематозных процессов, реабилитации кожи после пластических операций и косметических процедур.

В комплексной терапии пиодермитов, вирусных дерматозов, очаговой склеродермии, атопического дерматита, экзем целесообразно использование лазерного воздействия с низкоинтенсивным излучением полупроводникового лазера ИК-диапазона спектра в виде транскутального облучения крови и лазерного фонофореза лекарственных средств. При этом, положительный эффект терапии наблюдается за счет регуляции метаболизма, микроциркуляторной системы, повышения неспецифической резистентности клеток, нормализации биотических процессов.