Манифестация вторичного сифилиса ку ВИЧ-инфицированных

МАНИФЕСТАЦИЯ ВТОРИЧНОГО СИФИЛИСА У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ Гаджимурадов М.Н., Хачалов Г.Б., Дадаев М.М., Насирова С.М. ГУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» МЗ РД, г. Махачкала   В последнее время отмечается рост числа ВИЧ-инфицированных половым путём. В связи с этим возникает задача диагностики, изучения особенностей клинического течения и лечения сочетанных с ВИЧ венерических заболеваний (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз и др.). Нами наблюдалась ВИЧ-инфицированная со своеобразным течением вторичного рецидивного сифилиса. Больная поступила по направлению Центра по профилактике и борьбе со «СПИД» РД, где находится на учёте с прошлого года. Восемь месяцев назад она лечилась в ГУ РКВД МЗ РД по поводу раннего скрытого сифилиса. Тогда же были выявлены антитела к ВИЧ. Самочувствие её, на тот момент, было удовлетворительное, все серореакции (КСР, РПГА, ИФА) резкоположительные. В настоящее время общее состояние больной средней тяжести, передвигается с трудом, пошатываясь. Жалуется на обильное выпадение волос с волосистой части головы в течение трёх последних месяцев, высыпания на коже туловища и гениталий, которые появились три недели назад. Половые связи после предыдущего лечения категорически отрицала, утверждая, что предупреждена об уголовной ответственности за заражение другого лица. Результаты её серологического обследования не противоречили собранному анамнезу: РМП и КСР – отрицательные, РПГА и ИФА 4+. Подобные лабораторные показатели могут отмечаться примерно через год после лечения ранних форм сифилиса, что и было у нашей пациентки. Однако, экзантемы и энантемы указывали на реинфекцию: диффузное облысение волосистой части головы; крупные бледно-розовые розеолы туловища; на ладонях и подошвах резко очерченные красно-бурые лентикулярные папулы; с внутренней поверхности больших половых губ вегетирующие “целующиеся” папулы (в их серуме найдены бледные трепонемы); слизистая зева имеет насыщенно-красный с синюшным оттенком цвет, резко отграничена от нормальной слизистой; паховые, подчелюстные и заушные лимфатические узлы размером с крупную фасолину. После неоднократных бесед, больная признала, что уже в течение семи месяцев сожительствует с мужчиной, но его координаты не предоставила. В тоже время пациентка утверждает, что её половой партнёр обследуется в анонимном кабинете ГУ РКВД МЗ РД и в Центре по профилактике и борьбе со «СПИД» РД. Из анамнеза: пациентка разведена, имеет сына 8 лет и дочь 2 лет, которые проживают с отцом. Имела 16 беременностей и сделала 14 абортов. Объективно: больная среднего роста, пониженного питания, кожные покровы бледные. В лёгких дыхание ослабленное, жесткое, рассеянные сухие хрипы по всем полям, ЧДД–22 в минуту, А/Д – 100/60 мм рт.ст. Естественные отправления не нарушены. Лабораторные данные. В общем анализе крови: гемоглобин 82 г/л, эритроциты 270*1012/л, цветной показатель 0,6, СОЭ 75 мм в час, лейкоциты 5,1*109/л, э-3, с-54, п-2, л-37, м-4; в общем анализе мочи: удельный вес 1020, реакция кислая, прозрачность полная, лейкоциты 4-5 в поле зрения, эпителий 3-5 в поле зрения, эритроциты и белок не обнаружены. На основании клиники, анамнеза и лабораторных данных выставлен диагноз: сифилис вторичный рецидивный, ВИЧ-инфекция. Лечение: бензилпенициллина натриевая соль внутримышечно по 1 млн. ЕД 4 раза в сутки (20 дней), дифлюкан по 0,15 г 1 раз в неделю, циклоферон 12,5% раствор 2 мл в/м через день (№10). Температурной реакции на первые инъекции бензилпенициллина не отмечалось. На фоне лечения розеолы и папулы регрессировали к 5-6 дню. Самочувствие пациентки к концу курса терапии значительно улучшилось: походка уверенная, без пошатывания. В представленном нами случае сифилиса у ВИЧ-инфицированной пациентки следует заострить внимание на некоторых нетипичных моментах. Больная 8 месяцев назад прошла курс терапии раннего скрытого сифилиса (тогда же был выявлен ВИЧ). Пациентка категорически отрицала повторные половые контакты (т.к. несёт уголовную ответственность). В принципе, как вассерман-негативная с позитивными трепонемными тестами (РПГА и ИФА) в период клинико-серологического контроля (КСК) она не подлежит лечению. Через 6 месяцев после двухкратного обследования КСР (РМП) она подлежала снятию с КСК. Лишь манифестное течение сифилиса побудило врачей на многократные беседы с пациенткой в плане сексуального анамнеза, что позволило установить верный диагноз и провести адекватное лечение. Иммунодефицитное состояние ВИЧ-инфицированных может привести к ложноотрицательным результатам серореакций (при наличии бледной трепонемы в макроорганизме), а уголовная ответственность за умышленное заражение ВИЧ другого лица создаёт проблемы в сборе точного анамнеза. При этом скрытое течение сифилиса существенно усложнит, а порой не позволит выставить этим пациентам диагноз сифилиса. Поэтому к ВИЧ-инфицированным больным нужен особый подход в сборе анамнеза, интерпретации лабораторных данных, обследовании половых партнёров, выставлении диагноза сифилиса и лечении. Даже на основании «интуиции врача» таким пациентам рекомендовать проведение терапии по схеме одной из форм сифилиса. Необходимо внести коррективы в методические указания «Лечение и профилактика сифилиса» Минздрава РФ, отразив в них особенности подхода к терапии сифилиса ассоции.