Вход в систему

Олимп

ИллюстрацияНесколько лет назад я путешествовал по материковой Греции.

В поездке меня восхитил Афинский Акрополь (V век до н.э.) – удивительный архитектурный ансамбль на высокой скале, возвышающейся над городом. Древнегреческий шедевр, символ страны. Без сомнения, здесь стоило побывать.

Потом были Дельфы – знаменитое святилище, место нахождения “омфалоса”, важнейший религиозный центр VI века до н.э.

На севере страны запомнился музей, расположенный в кургане – месте захоронения Филиппа II, отца Александра Македонского (IV век до н.э.). Наряду с диковинным убранством внутри гробницы, ослепили своей красотой выставляемые здесь украшения из золота.

Очень органичны небольшие церкви, разбросанные по центру Салоник. Большей частью выстроенные в форме греческого креста. Древние фрески и прекрасная мозаика храмов завораживают.

К сожалению, эти восхитительные достопримечательности были лишь единичными приятными вкраплениями на общем фоне запустения в большинстве греческих мест. Задавшись вопросом “Почему?”,  я отправился к Олимпу.

И вот я здесь. Гора как гора. Не высокая, но и не низкая. Вершина укрыта низкой облачностью. Стоя у подножья Олимпа и устремив свой взор вверх, я громко спросил: «По какой причине боги отвернулись от своего народа?»  За свой смелый вопрос я был готов к расплате -- удару молнией от Зевса или гигантской морской волне от Посейдона. Но боги никак не отреагировали на мои слова. Может потому, что они слетели с уст туриста негреческого происхождения?

Хотя были времена, когда боги благоволили жителям Эллады. Взять, к примеру, известного древнегреческого оратора II века нашей эры Элия Аристида. Его по праву считают одним из “основоположников литературной ипохондрии”.

В конце 143 года н.э. Элий заболел какой-то мучительной болезнью с весьма странной симптоматикой в виде зубной боли, боли в ушах, напряжения мышц, а также с приступами удушья и лихорадкой, и это сопровождало его долгие годы. Именно истории развития своего недуга посвятил Аристид автобиографическое сочинение “Священные речи”.

Описывая собственные страдания, известный оратор сетует на местных докторов, которые не только не могли ему ничем помочь, но даже не понимали сути и причин происходящего с ним. Арсенал предлагаемых врачами терапевтических средств (банки, слабительные, противоядия) был достаточно обширен, но все это применительно к автору “Священных речей” не давало никакого эффекта.

Как это иногда бывает, разуверившись в традиционной медицине, Элий обращается к богу-целителю Асклепию. Обитатель Олимпа приходит к нему во снах и, поддерживая Аристида духовно, преподносит собственные рецепты исцеления. Спаситель настоятельно рекомендует бальзамы и припарки, ходить босиком и придерживаться диеты. Заводит ночные беседы о  купаниях в холодной воде, катании на лошади, кровопускании и т.д. Вера в Асклепия не покидает Аристида многие годы болезни. Впечатлительный пациент живет в постоянном ожидании этих парадоксальных “божественных” предписаний, передаваемых ему в сновидениях. Поначалу советы от бога дают лишь временное облегчение, хотя и этот непродолжительный эффект всегда принимается пациентом с благодарностью и восклицанием: “Велик Асклепий!”

Путь к выздоровлению был тернистым, но союз человека с богом и вера во всемогущество Спасителя все-таки помогли Аристиду добиться исцеления.

Однако, античные времена прошли. Отдалившись от божественного прошлого, мы погрузились в  рационалистическую атмосферу и полагаемся в решении  проблем, большей частью, на собственные силы и разум.

Конечно, моя поездка к подножию Олимпа с этими глупыми вопросами была дурацкой затеей. Обитатели священной горы высоко, а современные жители Эллады сами разберутся, как им жить дальше. Всякие туристы негреческого происхождения им -- не указ.

4.4375
Средний рейтинг: 4.4 (16 votes)