Вход в систему

Об облысении

Общественной стигматизации лиц с алопецией  посвящена статья Andrew Creadore и соавт. в одном из номеров JAMA Dermatology (doi:10.1001/jamadermatol.2020.5732).

В ней авторы ознакомили нас с результатами своей научной работы.

На основе купленных ими на веб-сайте стоковых фотографий мужчин и женщин с разным цветом кожи было создано 18 портретов. С привлечением искусственного интеллекта каждый изображенный на этих фото индивидуум приобрел облысение различной степени тяжести.

На следующем этапе, воспользовавшись интернет-платформой Amazon Mechanical Turk, исследователи организовали опрос, целью которого был анализ восприятия портретов облысевших людей далекими от медицины участниками он-лайн анкетирования. На вопросы специальной анкеты ответили 2015 человек, каждый из них получил за заполнение опросника 25 американских центов.

По результатам анкетирования выяснилось, что облысение нередко вызывало у респондентов негативные ассоциации, при этом неприятие облысевших обществом напрямую коррелировало с тяжестью алопеции. Люди с тяжелой алопецией воспринимались участниками опроса больными (29.8%), непривлекательными (27.2%), заразными (9.9%), глупыми и грязными (3.9%).

Респонденты заявляли, что они будут испытывать дискомфорт при физическом контакте с людьми с облысением (16.9%) и при приеме последних на работу (6.2%).

Andrew Creadore и соавт. не ставили перед собой задачу изучения личных переживаний людей, потерявших волосы, они ограничились вопросом “клеймения” облысевших обществом.

Вместе с тем, человек с алопецией не может не ощущать отношения к нему социума. Он сам является продуктом этого общества, а его личная стигматизация, направленная против самого себя, нередко коренится в  дискриминации социальной, с которой он мог сталкиваться еще до того момента, когда сам стал частью стигматизированной группы.

Я вспоминаю себя в возрасте 20 с небольшим лет, когда у меня стали выпадать и истончаться волосы. Что ж, семейная андрогенетическая алопеция не обошла меня стороной. Да, я переживал по поводу результатов ежечасно проводимых на себе pull-тестов и регулярного осмотра собственной шевелюры в зеркале. Мне очень не хотелось терять волосы, преждевременно стариться и терпеть на себе косые взгляды. Я наносил лосьоны и использовал тонизирующие шампуни, правильно питался и пил витамины. Но ситуация продолжала медленно развиваться по отцовскому сценарию.

Спустя несколько лет после безуспешной борьбы со своим облысением, я потерял к этому интерес. Уровень самобичевания пошел на спад, и я перестал впадать в уныние при виде своего отражения в зеркале. Я успокоился и продолжил жить в обществе, где существует негативное отношение к лицам с алопецией.

Пациенты с алопецией нуждаются не только в медицинской, но и в психологической помощи.

4.52941
Средний рейтинг: 4.5 (17 votes)