О совместном принятии решений

Совместное принятие решений в медицине (SDM) – это процесс, в котором пациент и врач сообща определяют наилучший вариант лечения на основе имеющегося терапевтического арсенала с учетом потребности и предпочтения пациента.

Модель SDM является альтернативой патерналистской модели, когда врач принимает единоличное решение о лечении пациента без участия последнего, и модели автономии, при которой пациент – единственный человек, делающий выбор на основе предоставленной врачом информации.

SDM – это образец эгалитарного (уравнительного) партнерства. Здесь образовательный уровень и врачебный опыт важны, но они не играют доминирующей роли: в SDM больные считаются экспертами в своем заболевании, а врачи – экспертами в области его лечения.

Полагают, что SDM улучшает осведомленность пациента и делает его в большей степени приверженным курсу назначенной терапии и удовлетворенным ее результатами.

Понятие SDM было впервые предложено в 1982 году. Лидерами в реализации этой модели были и остаются онкология и кардиология. Именно в этих областях SDM в лечении пациентов с хроническими, неизлечимыми заболеваниями при наличии нескольких разумных с медицинской точки зрения альтернатив представляется наиболее актуальным.

Дерматологи и их пациенты с хроническими кожными заболеваниями, тоже вправе действовать при принятии решений совместно.

Главным инструментом в процессе SDM являются средства поддержки принятия решений пациентами. К ним относятся брошюры, специальные видеопрограммы и интернет-ресурсы, предоставляющие подробную и сбалансированную, основанную на фактах информацию о различных вариантах лечения.

Этими пособиями пациент может воспользоваться до, во время и после посещения клиники.

Средства поддержки принятия решений пациентами были разработаны и для нескольких дерматологических заболеваний (например, для псориаза и акне), но не получили широкого распространения в клинической практике (doi:10.1001/jamadermatol.2020.5362).

Согласно проведенным исследованиям, основными барьерами на пути внедрения модели SDM в медицинскую практику являются: дефицит времени в ходе рутинного врачебного приема, недостаточные осведомленность и подготовка по вопросу SDM среди практиков, а также отсутствие валидированных средств поддержки принятия решений пациентами.

Вместе с этим, у наших пациентов есть интерес к общению в рамках SDM, и они ценят осведомленность, сочувствие и готовность врача к разговору.

По-моему, нам стоит  обучаться в этом направлении и активнее внедрять SDM в свою практику. Не исключено, что в руках опытного специалиста процесс совместного принятия решений серьезно не повлияет на график врачебного приема, но принесет существенную пользу и пациенту, и его лечащему врачу.

Средний рейтинг: 3.9 (13 votes)