Вход в систему

Дисморфофобия

Иллюстрация. ДисморфофобияЧеловеческий мозг формирует и хранит свои, внутренние, карты внешнего мира, в том числе представление о теле, его частях, их движении в пространстве. Люди не замечают, что они владеют  схемой тела до тех пор, пока они ее не потеряют или не почувствуют, что она перманентно изменена. Примером такого расстройства может служить дисморфофобия -- состояние, при котором нормальная часть тела воспринимается как измененная.

Дисморфофобия характеризуется чрезмерной озабоченностью в связи с воображаемым или имеющимся незначительным дефектом внешнего вида собственного тела, которая не может быть объяснена другими психическими расстройствами. Предметами беспокойства пациентов чаще всего являются кожа и волосы. Это излишнее внимание носит навязчивый характер, отнимает много времени, ему трудно сопротивляться и контролировать. Для заболевания характерны ритуалы длительного разглядывания и сравнения дефектной зоны с другими.

Пациенты часто находятся в поиске помощи от дерматолога/косметолога, пластического хирурга. Важно отметить, что удаление «изъяна» не решает основной проблемы страдающего дисморфофобией. Нередко результаты вмешательств по изменению внешнего вида не соответствуют его ожиданиям и запускают череду новых манипуляций. В связи с этим, подобным пациентам следует избегать хирургических коррекций. Тактика в отношении больных дисморфофобией направлена на информирование и активное разъяснение того, что происходит с пациентом, психологическую терапию.

Я вспоминаю анамнез 25-летней пациентки, проводившей в раздумьях у зеркала по несколько часов в день, разглядывая едва заметный меланоцитарный невус на правом нижнем веке. Его наличие преподносилось как личная трагедия, жизнь была не мила, витали мысли о суициде. После удаления новообразования недовольство девушки перекинулось на форму груди, разрез глаз, сочность губ и т.д. Ее стремление усовершенствовать себя не знало преград. В результате через 3 года борьбы со своей внешностью при выездах за границу она стала объектом нарастающих сомнений работников погранслужбы в подлинности ее фотографии в паспорте. К слову сказать, к конфузу на границе привела работа над обликом моей подопечной докторов разных стран, которые не смогли или не пожелали отказать ей.

Несколько лет назад ко мне за помощью обратился скромного вида юноша. Из своих 18 лет два он провел в переживаниях по поводу папул Фордайса на головке полового члена. При каждом пробуждении и засыпании, после каждого мочеиспускания пациент завороженно рассматривал высыпания на головке своего пениса, отчего уныние и разочарование своим внешним видом нарастало. Он отказался от вечеринок и встреч со сверстницами, опасаясь, что его дефект будет обнаружен на одном из этапов общения. Мои попытки успокоить и разъяснить сущность кожного процесса приводили лишь к кратковременному снятию напряжения. В тот период мы прибегли к помощи изотретионина. Но последний сработал только против единичных акне. Удивительно легко согласился мой пациент на встречу с психологом.  Моя жена-психолог провела курс когнитивно-поведенческой терапии. Обладатель папул Фордайса заверил нас в полной потере интереса к своим высыпаниям.

Спустя несколько месяцев я встретил моего памятного пациента случайно на улице. Он, заметив меня, прошел мимо, не выказав знаков внимания. Остается только догадываться, в каком состоянии находились на тот момент его сыпь и его ментальное здоровье. Вообще, о встречах с пациентами в житейских ситуациях можно писать отдельную статью.

4.125
Средний рейтинг: 4.1 (16 votes)